ДЭВА - Страница 3

В индуизме на протяжении последующих периодов развития мифологический мотив противоборства дэва и асуров почти не изменялся, менялись лишь главные действующие персонажи: вместо отошедшего в послеведическую эпоху на второй план Индры главным сокрушителем демонов в различные времена стали Вишну (в том числе и многие из его аватар), Шива, Дурга, Картиккея-Сканда и др. Дэва не только силой, но и хитростью побеждали асуров. Так, в мифе о пахтаньи океана, когда был добыт напиток бессмертия (амрита), и асуры были готовы завладеть им, Вишну принял облик прекрасной женщины и, обольстив асуров, похитил добычу. В философско-умозрительных текстах индуизма мифологические сюжеты о борьбе дэва и асуров нередко аллегорически трактуются как противостояние благого и стремящегося к истине начал в человеке порокам, страстям и тьме неведения. Диаметрально противоположную трактовку получил образ дэва в древнеиранской мифологии. Ещё долго после начала распада индоиранской общности многие иранские племена почитали дэва как богов, наряду с другим классом – ахурами (тождественными индоарийским асурам). Эта ситуация продолжалась до тех пор, пока с проповедью не выступил Зороастр, или Заратустра (VII – начало VI вв. до н.э.), чётко утвердивший дуалистическую картину мира, в которой на стороне Добра оказались ахуры во главе с Ахура Маздой (букв. – мудрый господин), а олицетворением Зла были признаны дэва (авест. – дайвы, фарси – дивы). Адептами новой религии стали персидские цари, принявшиеся с усердием искоренять ещё довольно популярное на территории Древнего Ирана почитание дэва. Сохранилось свидетельство V в. до н.э. – так называемая антидэвовская надпись Ксеркса, уничтожившего в одной из областей Ирана святилище дэва и насадившего культ Ахура Мазды. Согласно древнейшему зороастрийскому памятнику «Гаты», лаконичные и неясные афоризмы которого приписываются традицией самому Зороастру, дэва не были изначально вредоносными существами. В начале времён, когда два Духа-близнеца (Благой Дух Ахура Мазда и Злой Дух, пока ещё безымянный) создали мир, людям и дэва был дан выбор, на чью сторону встать. Дэва избрали зло (по некоторым версиям, введённые в заблуждение лукавым Злым Духом). Так начался процесс демонизации изначально нейтральных дэва. В более поздних частях «Авесты» дэва уже нерасторжимо связаны со стороной Зла. «Видевдат», или «Вендидад» («Закон против дэв») локализует местонахождение дэва – под землёй, в горах и пещерах и на севере – там, где царят холод и тьма, и живут враждебные кочевники, почитатели дэва. «Видевдат» называет Анхра-Майнью главой дэва, а также упоминает в списке дэва трёх персонажей, известных ведийской мифологии: Индру, Сарву и Нахатью (ведийского Насатью).

 



 
PR-CY.ru