ДХАРМА - Страница 4

Противоположность дхарме (адхарма) понимается как отсутствие добродетели и «положительное» зло. В «Чхандогья-упанишаде» знание о дхарме и адхарме сополагается со знанием об истине и о лжи и о добром и недобром, о приятном и неприятном. В Палийском каноне буддистов адхарма (ближайший эквивалент – акусала) – устойчивая оппозиция дхарме: если вторая позволяет обрести хорошее будущее рождение, то первая обеспечивает ад. Страсть, характеризуемая в качестве адхаммы, равнозначна беззаконному желанию. Специальное наставление на эту тему – «Адхамма-сутта» (включающая три сутты) – содержит перечисление и характеристику десяти разновидностей адхаммы (неправильные взгляды, мышление, речь, действия, образ жизни, усилия, внимание, сосредоточение, знание, освобождение, которое тоже может быть неправильным). В специальной «Акусаладхамма-сутте» акусала обобщает восемь противоположностей восьмеричного «благородного пути»: ложные взгляды, намерения, речь, образ жизни, действия, внимание, медитацию, сосредоточение. В брахманистских философских системах адхарма – такое предрасположение менталитета, которое обеспечивает дурное будущее рождение. У Прашастапады основными «средствами достижения» адхармы являются: причинение вреда, лживость, стяжательство, а также несовершение предписанных действий. Если у наяиков и вайшешиков она – свойство самого Атмана, то у санкхьяиков – свойство «внутреннего органа» (антахкарана), точнее интеллекта-буддхи. Поэтому поведение зависит в определённом смысле от того, какая диспозиция в сознании индивида (независимо от его выбора) преобладает – добродетельная или недобродетельная. В «Ньяя-саре» Бхасарваджни (IX–X вв.) страдание является результатом «сотрудничества» незнания, желания, дхармы и адхармы, поскольку третье и четвёртое – причины счастья и несчастья. Согласно всем брахманистским философским системам, дхарма и не-дхарма обеспечивают пребывание в сансаре, только первая – восхождение по лестнице реинкарнаций, вторая – как кармическую деградацию, а потому достигающий высшей цели «снимает» в своём сознании противоположность добродетели и не-добродетели. Специфическую интерпретацию термины «дхарма» и «адхарма» получают в джайнской философии, где первая трактуется как начало (условие) движения, вторая – как начало (условие) покоя. В неоиндуизме понятие «дхарма» было модернизировано. Так, Чаттерджи в книге «Начала религии» (1888 г.), интерпретируя дхарму как религию, распространяет это понятие также на христиан, буддистов, мусульман, но под влиянием французского позитивизма XIX в. отождествляет религию (как дхарму) с «человечностью» как таковой. У Ауробиндо Гхоша принципы свадхармы интерпретируются как отношение внешней жизни человека к его внутреннему бытию, а дхарма соответствует уже индивидуальным дарованиям и средствам самовыражения индивида (а не групповой морали, как в индуизме). Виноба Бхаве, ученик Ганди, полагал, что дхарма человека сегодня уже иная, чем десять лет назад, и через десять лет также существенно изменится, поскольку зависит от характера. Она понимается как существенное свойство не только индивида, но и всего человечества (люди не могут жить на Солнце, даже любя его, потому что это противоречит их дхарме).ф



 
PR-CY.ru