ДХАРМАКИРТИ - Страница 2

«Ваданьяя» («Правила диспутов») – применение новой логической теории к «практической диалектике», в которой подвергается критике теория аргументации найяиков. «Праманвинишчая» («Определение источников знания») – трактат (в стихах и прозе), посвящённый тем же вопросам, что и «Ньяябинду», в определённом смысле финальная версия эпистемологии и логики Дхармакирти. «Сантанантарасиддхи» («Обоснование чужой одушевлённости») соответствует по содержанию своему названию; обсуждение проблемы осуществляется в виде полемики виджнянавадина (которого представляет автор) с буддийским реалистом-сарвастивадином, отрицающим принятие чужой одушевлённости у буддийского идеалиста. Дхармакирти в большей мере, чем Дигнага, выходил за границы собственно логико-эпистемологических задач. Дигнаговская реформа логики получила у него онтологическое обоснование: он исследовал не только формальную связь понятий в умозаключении, но и её «материальную» референтность: средний термин как причина («здесь огонь, потому что здесь дым»), как «собственная природа» («это дерево, потому что оно шимшапа») и как невосприятие («тут нет кувшина, потому что он тут не наблюдается»). Дхармакирти подчёркивал, что понятия, находящиеся в выводных отношениях, сами по себе не обладают реальностью (которая принадлежит только дхармам) и имеют только практическую значимость. Универсалии – лишь воображаемые конструкции, не имеющие реальных референтов. Познание Атмана, на котором настаивают брахманистские школы, по мнению Дхармакирти, ведёт лишь к себялюбию, а оно, в свою очередь, – к желанию продления собственного существования, следовательно, к увековечению сансары. Никаких перманентных сущностей нет, и разрушение сущего является естественной характеристикой, точнее, процессом (поскольку сущее есть «поток»). Эта доведённая до логического завершения буддийская картина «мира без надежд» вполне, как кажется, объясняет тот глубокий пессимизм, коим проникнуто, по наблюдению Фёдора Ипполитовича Щербатского, всё мироощущение Дхармакирти. Последователями Дхармакирти были Девендрабуддхи и Дхармоттара (VIII–IX вв.), наиболее авторитетный его комментатор. Вторым по значимости толкователем Дхармакирти исследователи считают Винитадэву (VIII в.). Школа Дигнаги-Дхармакирти просуществовала в Индии до XI в., на Тибете же она не прерывалась.



 
PR-CY.ru