ДХАРМАКИРТИ

ДХАРМАКИРТИ (около VII в.) – философ, представитель школы буддийской логики. Родился на юге Индии в брахманской семье. Получив традиционное образование, вступил в местную буддийскую общину. Изучение буддизма Дхармакирти продолжил в североиндийском монастыре в Наланде, где поступил в ученики к преемнику Дигнаги Ишварасене. Дхармакирти писал философские труды, преподавал, участвовал в публичных диспутах и проповедовал. Скончался в основанном им монастыре, в Калинге, на западном побережье Индии (дата смерти исследователям неизвестна). Дхармакирти – автор семи трактатов. Как предполагают некоторые исследователи, он сравнивал свои труды с корпусом семи трактатов Абхидхармы. Основной труд Дхармакирти – стихотворный трактат «Прамана-варттика» («Истолкование (трактата Дигнаги) об источниках знания») претендовал на уточнение концепций Дигнаги, но стал завершением буддийской реформы логики и эпистемологии. Трактат состоит из четырёх глав: об умозаключении (написана с прозаическим автокомментарием); о достоверности источников знания (их всего два – восприятие и умозаключение; третий, признаваемый брахманистскими системами, – словесное свидетельство – таковым не является); о чувственном восприятии и о силлогизме. По мнению академика Э. Штайнкелльнера, первая глава была задумана как отдельный текст, к которому были добавлены другие. Помимо эпистемологической проблематики здесь подробно разрабатывается дигнаговская концепция радикального номинализма апоха-вада («коровность» не только не означает реальной вещи, но есть лишь ограничение – «не не-коровность»), а также доктрина причинности (кшаника-вада) и основанная на ней концепция существования как «действенности» (артхакриякаритва) – длящиеся вещи отвечать этому критерию, по Дхармакирти, не могут и потому являются фикциями. Остальные сочинения Дхармакирти осмыслялись на Тибете как шесть опор его системы. «Хетубинду» («Капля аргумента») – исследование аргумента как основной составляющей умозаключения, а также причинности и ряда других проблем. «Ньяябинду» («Капля логики») – учебное пособие, в котором излагались чувственное восприятие, умозаключение-для-себя и умозаключение-для-других (силлогизм). «Самбандхапарикша» («Исследование отношений») – обоснование нереальности любых реляций.

 



 
PR-CY.ru