ДИГНАГА - Страница 2

В главе 5 развивается буддийская доктрина «отличения от другого»: слово обозначает не внешний объект (который Дигнагой отрицается), но только отличие от других референций (слово «корова» означает не известное животное, а отрицание класса «не-коров»). Глава 6 посвящена псевдоответам как некорректным силлогизмам. Учебник «Ньяямукха» («Введение в логику») и сочинение «Хетучакранирная» («Установление колеса аргументов») также пользовались известностью. Дигнаге приписывается и научно построенное сжатое стихотворное изложение учения махаянской религиозно-философской литературы «Праджняпарамитапиндартха», в котором раскрывается учение о пустотности сущего (шуньявада). Так, комментируя речение «Я не вижу бодхисаттву», Дигнага говорит об отрицании субъекта восприятия вещей. Поскольку объекты, внешние по отношению к сознанию, не существуют, не существуют также тела, в которых они, как предполагается, находятся, мир, в котором они имеют «опору», и ещё 32 знака «великого мужа»; и, когда кто-то постигает это, его индивидуальность становится для него фантомом. Когда Будда говорит, что живые существа не рождаются и не исчезают, он подразумевает, что и индивиды, и сама реинкарнация «пустотны», лишены «собственной природы», но то же самое относится и к дхармам-атомам, не говоря уже о «персоне» (см. Пудгала). Когда же утверждается, что нет ни роста, ни убыли как «чистых», так и «нечистых» дхарм, отрицается существование благих дхарм, из чего следует, что благие действия также «пустотны», равно как и возможность достичь через них «освобождения». Завершается трактат акцентированием нормативной махаянской идеи о том, что познание конечной истины предполагает осознание того, что именам, которые мы привыкли употреблять, не соответствуют реальные объекты. Таков смысл речения бодхисаттвы Субхути «Я не нахожу никакого имени для бодхисаттвы». Основным продолжателем Дигнаги был Дхармакирти (VII в.), автор семи логико-эпистемологических сочинений, в том числе «Праманаварттики» – комментария на «Праманасамуччаю». Дигнага оказал влияние на воззрения Прашастапады, философа школы вайшешика. С Дигнагой полемизировали представители школ ньяя и миманса, приверженцы джайнизма и буддийского течения мадхьямика (в частности, Чандракирти).



 
PR-CY.ru