ДЭВИ

ДЭВИ, Махадэви, Деви (санскр. – богиня) – в индуизме обозначение женских божеств, наиболее часто применяемое к супруге Шивы; главный объект почитания в шактизме. Культ Дэви восходит к архаическому почитанию Богини-Матери и первобытным культам плодородия, существовавшим в Индии задолго до индоарийского периода и сохраняющимся вплоть до настоящего времени в форме локальных религиозных традиций. В период экспансии на территорию Индии арийских племён развивалась ведийская религия, имеющая патриархальный уклон. В «Ведах» образы женских божеств прорисованы довольно слабо (за исключением богини утренней зари Ушас); часто они неотделимы от своих супругов и имеют имена, производные от их имён, – Индрани, Варунани, Агнайи. В «Ригведе» целиком посвящён воспеванию женского образа гимн «Дэви-сукта», представляющий собой самовосхваление богини священной речи Вач, возвеличенной здесь до абстрактного космогонического принципа. Постепенно, в процессе взаимодействия ведийской религии и местных верований, почитание женского начала приобретает всё большее значение, местные неарийские женские божества входят в формирующийся пантеон индуизма на правах многообразных воплощений Дэви. Под различными именами Дэви всё чаще фигурирует в индийской литературе: Дэви в образе Умы, дочери бога Гималаев, учит Индру высшему спасительному знанию в «Кена-упанишаде»; в некоторых редакциях «Махабхараты» Дурга (грозная, воинственная ипостась Дэви) помогает скрывающимся братьям Пандавам остаться неузнанными и получает восхваления от Арджуны перед битвой на Курукшетре; сюжеты, связанные с ней, встречаются в сказаниях пуран. С VI по XI вв., как свидетельствуют тексты и сохранившиеся в огромном количестве скульптурные и рельефные изображения, образ Дэви приобрёл самостоятельное и даже главенствующее значение. Сложилось представление о шакти – активной творческой энергии, космической силе, присутствующей в каждом существе женского пола и олицетворяемой в образах богинь. Боги индуистского пантеона представлялись бессильными без своих супруг-шакти. Наивысшего развития эта идея достигла впоследствии в тантризме. Так, афоризм, что Шива без своей Шакти подобен трупу, нашёл отражение в тантрической иконографии: лежащий Шива – пассивное начало, и танцующая на нём Дэви – активное начало. Эта тенденция абсолютизирования образа Дэви нагляднее всего представлена в тексте «Дэви-махатмья» («Величание богини») – позднейшей (около VI–IX вв.) вставке в «Маркандейя-пуране» (III–V вв.). В этой поэме Дэви, Великая богиня, сочетает в себе фигуры многих почитаемых женских образов индуистского пантеона (Дурга, Шри, Гаури и др.). Она называется первопричиной мира, победительницей демонов (особенно популярен в индуизме сюжет о Дэви, побеждающей демона Махишу), ставится выше трёх верховных богов индуизма (Брахмы, Вишну и Шивы), поскольку самостоятельно выполняет традиционно приписываемые им функции создания, поддержания и разрушения мира. Подобное восхваление богини в её многочисленных воплощениях и признание за женским началом миросозидающей функции присущи также шактистской версии «Бхагавата-пураны» («Дэвибхагавата-пурана»), некоторым поздним «Упанишадам» и другим текстам.

 



 
PR-CY.ru