ДАЛАЙ-ЛАМА

ДАЛАЙ-ЛАМА (монг. Ваджрадара Далай-лама (полный титул); дословно – Океан-Учитель, Держатель ваджры; смысловой перевод – Учитель, чьи знания велики как океан; Великий Учитель) – высший духовный иерарх школы гелупта (гелуг) в центральноазиатской форме буддизма, которую исповедуют тибетцы, монголы, буряты, тувинцы, калмыки и часть горных народов Непала. В Тибете Далай-ламу называют Дже Ринпоче (Драгоценный Владыка) и Тхамчад Кхьенпа (Всеведущий). Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары – персонификации сострадания в ранге бодхисаттвы. Титул появился в Монголии и связан с событиями, положившими начало распространению буддизма в этой стране. В 1577 г. правитель одного из княжеств Монголии Алтан-хан пригласил к себе Соднам Джамцо (или Гьяцо; 1543–1588 гг.) – главу школы тибетского буддизма гелугпа и присвоил ему титул Ваджрадара Далай-лама. Соднам Джамцо был третьим главой школы гелугпа и стал Далай-ламой III, т.к. он распространил данный ему титул на своих предшественников – Гендун Друп и Гендун Гьяцо (Джамцо), которые вошли в историю как Далай-лама I и Далай-лама II. История школы гелугпа насчитывает 14 Далай-лам, сменявших друг друга в качестве духовных лидеров. Однако своими последователями Далай-ламы воспринимаются как единая сущность, воплощавшаяся поочерёдно в 14 разных телах. Именно поэтому так детально разработан ритуал поиска нового воплощения (реинкарнации) Далай-ламы. Новое воплощение должно появиться на свет не раньше чем через 49 дней, но не позднее чем через два года после того, как последний Далай-лама покинет своё тело. Направление поисков (провинция Тибета, район, населённый пункт) определяет государственный оракул Тибета Нечунг; учитываются указания предыдущего Далай-ламы, а также различные приметы, которые сопровождают такие поиски. Очень важен момент узнавания ребёнком вещей своего предшественника как собственных, т.е. принадлежавших ему в предыдущей жизни. Обычно это посуда, чётки, буддийские ритуальные предметы. Тибетская традиция возводит начало линии реинкарнации Авалокитешвары ко времени жизни Будды Шакьямуни. Согласно этой версии, первые 37 воплощений Авалокитешвары жили в Индии – первым воплощением стал Пагба Женрейсэг (тибет. Ченрези), ученик Шакьямуни, – начиная с 38-го – в Тибете. Тот, кого гелугпа считает Далай-ламой I, по этой версии, был 51-м воплощением Авалокитешвары. Далай-лама I Гендун Друп (1391–1474 гг.) вошёл в историю буддизма как основатель монастыря Ташилхунпо в Шигадзе, ставшего впоследствии резиденцией панчхен-лам; ему принадлежит пять томов сочинений философского характера. Далай-лама II Гендун Гьяцо (1475–1542 гг.) тоже оставил после себя немало научных трудов; был настоятелем монастыря Дрэпунг, который тогда был местом пребывания Далай-ламы III.

 



 
PR-CY.ru