ДАРШАНА

ДАРШАНА (взгляд, видение, точка зрения, доктрина и др.) – одно из важнейших понятий в религии и философии Индии. Слово «даршана» происходит от санскритского глагольного корня, имеющего широкий спектр значений: «видеть», «являть», «познавать», «изучать» и др. В религиозно-философском контексте оно чаще всего употребляется в двух смыслах. В первом значении даршана как манифестация сакрального в индуизме (особенно в движениях бхакти) и других религиях является основной целью в повседневной религиозной практике адепта. Даршана здесь – это лицезрение адептом образа того или иного божества, святого или гуру в храме, во время медитации или паломничества к святым местам. Даршана понимается как мистический акт милости и благодати со стороны божества, вознаграждающего адепта за его преданность и усердие. Во втором значении это слово связано с возникновением и оформлением в Индии систематизированного философского знания. Термином «даршана» определяются различные религиозно-философские системы, зарождавшиеся в Индии начиная с середины I тыс. до н.э. В этот период «брожения умов» в оппозиции к консервативному догматическому брахманизму выступили новые «еретические» учения, такие как буддизм, джайнизм, адживика, локаята и др., их приверженцы использовали логику и рационалистический метод для отстаивания своих взглядов в диспутах. В рамках традиционной религии образовались свои философские школы, применявшие критический анализ для обоснования веры. Все религиозно-философские школы классифицируются по формальному принципу различного отношения к основным постулатам брахманизма и к «Ведам»: те, что признают их авторитет и опираются на них в своих теоретических построениях, считаются в индуизме ортодоксальными и называются астика; школы, не признающие сакральный статус «Вед», именуются «настика» (букв. – нигилист), неортодоксальными. Существует шесть ортодоксальных даршан, которые традиционно подразделяются на пары. Школа ньяя занимается формальной логикой и семантикой, тесно связана с вайшешикой, рассматривающей вопросы натурфилософии. Санкхья, система онтологического дуализма, составляет теоретический базис для йоги – практического осуществления интеграции материи и духа. Миманса и веданта – школы, занимающиеся ведической экзегезой, вопросами ритуала, метафизикой. Большинство даршан имеет классические базовые тексты – сутры или карики – сборники кратких изречений, закладывающие основу для развития данной школы и комментирующие их трактаты – шастры. Наиболее значительной в истории индийской религиозно-философской мысли и развивающейся до сих пор является даршана веданта, подразделившаяся на множество подшкол, зачастую ожесточённо споривших друг с другом. Все ортодоксальные даршаны воспринимаются в индуизме не столько как противоборствующие направления, сколько как взаимодополняющие части единого целостного индуистского мировоззрения.

 
PR-CY.ru