ДИМИТРИЙ - Страница 5

По мнению исследователей, вполне допустимо атрибутировать Димитрию все шесть трактатов, между которыми, как отмечает Даррузес, есть значительное сходство, включая использование схожих ораторских приёмов и одинаковых аллюзий и цитат. Третий и шестой трактаты, которые несколько отличаются от остальных, также, по мнению исследователей, могут быть приписаны ему. В трактате о привилегиях митрополитов автор предлагает вернуться к старинной административной практике, предшествовавшей злоупотреблениям со стороны Константинопольских патриархов. По его мнению, правило 28 Халкидонского собора не даёт патриарху права вмешиваться в избрание митрополитов: митрополита должны избирать епископы соответствующей области при участии других митрополитов, а патриарх лишь совершает хиротонию кандидата. Этот трактат, как пишет Даррузес, был составлен «для защиты олигархии митрополитов»; его появление исследователи связывают с конфликтом 1037 г., в котором принимал участие Димитрий. Аналогичной является тематика трактата о рукоположении епископов. Как видно из заглавия («Слово, показывающее, что Константинопольскому патриарху не должно рукополагать епископов на кафедры, подчинённые другим (митрополитам)»), Димитрий доказывает, что именно митрополит, а не патриарх вправе рукополагать епископов в своей церковной области. Трактат «Oratio ecclesiastica» (или, как назвал его Даррузес, «Sur les synodes»; русский перевод: «Слово о соборах») представляет собой возражение тем, кто настаивал на регулярном созыве Соборов не только в Константинопольской патриархии, но и в отдельных митрополиях. В этом смысле он противоположен по своей тенденции остальным текстам, опубликованным Даррузесом. Димитрий критикует сторонников децентрализации церковной власти и расширения полномочий митрополитов. Однако и здесь есть критика патриарха (например, за учреждение ставропигий в митрополиях), а кроме того, исследователи учитывают, что этот текст составлен в последние годы жизни Димитрия, когда он изменил свои убеждения и стал сторонником сильной патриаршей власти. «Oratio contra Alexium I imperatorem» («Слово против императора Алексея») указывает ещё на одну сторону церковно-политической концепции Димитрия. Здесь он отстаивает независимость церковной иерархии от государственной власти, в частности, в судебной сфере. Император (по Даррузесу, Алексей I Комнин; если текст принадлежит Димитрию, то это мог быть Михаил IV) заявлял, что имеет право отменять судебные решения синода, а попытку оспорить такое полномочие расценивал как сопротивление императорской власти, т.е. как «оскорбление величества». Автор опровергает такие притязания императора. Пятый трактат («Oratio antirrhetica» – «Антирритик») критикует взгляды тех, кто считал недопустимым для епископа отказ от кафедры и добровольный уход на покой. Таким образом, первые пять трактатов объединены тематически: они обосновывают самостоятельность епископов и митрополитов по отношению к государству и, за исключением третьего трактата, к патриарху.

 



 
PR-CY.ru