ДИМИТРИЙ

ДИМИТРИЙ (XVII в.?) – затворник, «трудник» (подвижник), Нижегородский, преподобный (память во вторую Неделю по Пятидесятнице – в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших). Димитрий упоминается в некоторых списках «Описания о российских святых» (конец XVII – XVIII в.): «Преподобный Димитрий, трудник, инок, блаженный, преставися в Нижнем Новеграде и положен бысть на верхнем посаде у церкви Пресвятыя Богородицы Казанския по левую страну». Под 7 августа имя Димитрия встречается в отдельных святцах, в частности, он упомянут в иконописном подлиннике 1820 гг. (Российская национальная библиотека). Архиепископ Сергий (Спасский) располагал выписками из ростовских святцев XVII в. с памятью Димитрия. Краевед Александр Серафимович Гациский в 1885 г. видел на Нижегородской ярмарке рукопись, датированную им 1786 г., «Месяцослов з Богом святым всего лета», где также имелась память «преподобнаго отца нашего Димитриа затворника, иже в Нижнем Новеграде на посаде» (в этой же рукописи находилось «Описание, в котором граде какия мощи почивают», т.е. один из списков «Описания о российских святых», содержавший упоминание Димитрия). Необъяснимым для исследователей остаётся факт погребения Димитрия в посадской церкви, вне монастыря (где он подвизался, исследователям неизвестно). О характере подвига святого свидетельствуют его прозвания затворник и трудник. Канонизации Димитрия не было. Архиепископ Сергий (Спасский) отнёс его к числу русских святых, «не канонизированных и не чтимых местно», а Евгений Евстигнеевич Голубинский включил в список «усопших, на самом деле не почитаемых». А.С. Гациский не сомневался в том, что такого святого не было, а его упоминание в рукописном «Месяцеслове» 1786 г. объяснял «недоразумением, незнанием». Однако, учитывая точное указание в «Описании о российских святых» места погребения Димитрия – у церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери на верхнем посаде, существовавшей ещё в начале XVII в., с последней точкой зрения исследователям трудно согласиться (подобной же точностью отличаются сведения из «Описания о российских святых» о погребениях двух других нижегородских подвижников – св. княгини Феодоры и преподобного Иоасафа затворника). Ни в писцовой книге 1621 г., ни в каких-либо других документах, относящихся к верхнепосадской Казанской церкви, упоминания о погребении Димитрия нет. По мнению исследователей, эти сведения попали в «Описание о российских святых» из устного предания.

 
PR-CY.ru