ДМИТРИЙ Иванович Кипиани - Страница 3

Особое место в процессе укрепления национального самосознания Дмитрий Кипиани отводил прессе как популяризатору национальной истории, культуры, идеологии и норм литературного языка. Являлся сотрудником основанного в 1863 г. Илиёй Чавчавадзе журнала «Сакартвелос моамбе» (груз. – «Грузинский вестник»). Дмитрию Кипиани принадлежат первые переводы на грузинский язык произведений Уильяма Шекспира («Ромео и Джульетта». 1859 г.; «Два веронца». 1868 г.; «Венецианский купец». 1872 г.), Мольера («Любовь лечит». 1879 г.), Виктора Гюго («Девяносто третий год». 1883 г.), Пьера Огюстена Карона де Бомарше («Севильский цирюльник». 1879 г.) и др. Дмитрий Кипиани написал несколько статей по истории Грузии, он – один из тех, с чьим именем связывают возрождение в 1850 гг. грузинской реалистической литературы. За безупречную службу царю и отечеству Дмитрий Кипиани был награждён многими орденами Российской империи: св. Анны второй степени (1846, 1848 гг.), св. Владимира второй степени (1852, 1866 гг.), св. Станислава первой степени (1857 г.), св. Анны первой степени (1860, 1864 гг.), а также иранским орденом Льва и Солнца (1857 г.). Активная и непримиримая позиция Дмитрия Кипиани в защите прав грузинского языка и резкая критика в адрес главноначальствующего гражданской частью на Кавказе князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова и чиновников кавказской администрации стали причиной второй ссылки Дмитрия Кипиани, поводом послужили общественные волнения в Тифлисе, возникшие в результате убийства 24 мая 1886 г. ректора Тифлисской семинарии протоиерея Павла Ивановича Чудецкого исключённым из семинарии студентом Иосифом Лагиашвили. На похоронах экзарх Грузии архиепископ Павел (Лебедев) проклял убийцу и страну, рождающую таких «разбойников», что вызвало протест в среде грузинской общественности. 8 июня Дмитрий Кипиани, находясь в селе Квишхети, где с 1840 гг. жила его семья, писал архиепископу Павлу, что «если всё это правда, Ваше достоинство может спасти лишь удаление проклявшего из проклятой им страны». 25 июня 1886 г. А.М. Дондуков-Корсаков в письме министру внутренних дел России Михаилу Тариэловичу Лорис-Меликову просил его ходатайствовать перед императором об удалении Дмитрия Кипиани с должности предводителя дворянства Кутаисской губернии и ссылке в Ставрополь. А.М. Дондукова-Корсакова поддержал и находящийся в Кисловодске обер-прокурор Святейшего Синода РПЦ Константин Петрович Победоносцев. Высочайшим указом от 4 августа 1886 г. Дмитрий Кипиани был сослан в Ставрополь; 27 октября 1886 г. покинул Грузию. Летом 1887 г. супруга Дмитрия Кипиани встретилась в Боржоми с великим князем Михаилом Николаевичем, который обещал помочь Дмитрию Кипиани получить аудиенцию у императора. В ночь с 24 на 25 октября (с 4 на 5 ноября) 1887 г. Дмитрий Кипиани был убит в своей квартире, по официальной версии, с целью грабежа, по другому мнению, агентами третьего жандармского управления, поскольку Дмитрий Кипиани находился под их круглосуточным наблюдением. Он был похоронен 8 ноября с большими почестями и при многочисленном стечении народа в пантеоне на горе Мтацминда в Тифлисе. В надгробной речи А.Р. Церетели назвал Дмитрия Кипиани, как и грузинского царя-мученика XIII в., Димитрием Самопожертвователем (Тавдадебули); позже современники называли его мучеником. Похороны переросли в демонстрацию антиправительственного протеста. В честь Дмитрия Кипиани названы улицы в Тбилиси, Кутаиси, Хашури. А.Р. Церетели посвятил Дмитрию Кипиани стихотворение «Гантиади» («Рассвет»). В селе Квишхети открыт дом-музей Дмитрия Кипиани. С 2000 г. существует общество его имени, занимающееся исследованием его деятельности. 26 апреля 2007 г. Синод ГПЦ причислил Дмитрия Кипиани к лику святых как мученика, пострадавшего за отечество.



 
PR-CY.ru