ДРАГАНОВА МИНЕЯ - Страница 4

Рассмотрение невменной нотации Драгановой Минеи в более широком контексте православных певческих систем привело Й. Ростеда к гипотезе о параллельном существовании фитной системы нотации и двух ранневизантийских нотаций ещё с X в. По его мнению, до XIV–XV вв. византийская нотация в Болгарии не использовалась, однако фитная нотация из-за преобладания устной певческой традиции имела значительное распространение (в настоящее время обнаружены 15 источников с этой нотацией, созданные староболгарскими книжниками). Использование фитной нотации было обнаружено Й. Ростедом и в источниках, которые относятся к другим периферийным областям Византийской империи, в частности, в сиро-мелькитских рукописях XIII–XVI вв. Особая нотация, состоящая из неаккуратно выписанных невм, использовалась и в коптских рукописях X–XI вв. На основании этих наблюдений Й. Ростед выдвинул гипотезу, что в Византии существовали особые виды музыкальных и квазимузыкальных нотаций, реликты которых сохранялись вплоть до более позднего времени в регионах, относительно удалённых от Константинополя, где преобладала устная традиция. Эти нотации основываются на системе просодии, однако систематизированы иным образом. Исследование нотации Драгановой Минеи в сравнении со знаковым фондом греческой просодийной системы показывает исследователям, что малые невменные знаки немногочисленны и делятся на простые и составные. Простых знаков четыре, они соответствуют просодийным и экфонетическим знакам – варии, оксии, синемве, апострофу; подчиняются свойственным византийской нотации принципам знаковой систематизации – удвоению (двойная оксия – дипли, двойная вария – пиазма) и графическому зеркальному «отражению», особенно характерному для кондакарной нотации (синемва – элафрон, апостроф – исон). Этому же принципу подчиняются и два больших знака в нотации Драгановой Минеи (принцип графической экономии) – знак сирматики и его зеркальное «отражение» – хоревма (согласно поздневизантийской нотации). Исследователи полагают, что и написанные киноварью подобно экфонетическим знакам невмы Драгановой Минеи предназначены для певческого исполнения, поскольку располагаются над слогами словесного текста. Они оказываются связанными с фитной нотацией – знак фиты является третьим большим знаком нотации Драгановой Минеи. Согласно Й. Ростеду, фитная нотация происходит из Иерусалима и, возможно, отражает певческую традицию, отличную от записанной с помощью ранневизантийских нотаций. В исследованиях Елены Тончевой (1992, 1993, 2001, 2003 гг.) показано существование в славяноязычной певческой традиции устойчивой практики, в которой композиционная структура основывалась на периодическом повторении определённой мелодической модели псалмодического стиля. Эту стилистику специалисты прослеживают в славяноязычных балканских песнопениях, записанных в поздневизантийской нотации в источниках XV в. (греко-славянская Анфология), в славяноязычном репертуаре рукописей XVI в. из собрания молдавского монастыря Путна (рукопись 1511 г. протопсалта Евстафия – Исторический музей, Библиотека Академии Наук), в репертуаре украинских, белорусских (с конца XVI в.) и великорусских (с середины XVII в.) рукописей, устойчиво связанном с этнонимом «болгарский»: «болгарский напел», «болгарский роспев», «болгарское пение стародавнее».



 
PR-CY.ru