ДРАГАНОВА МИНЕЯ - Страница 3

Соотношение между этими двумя распевами с трудом поддаётся определению, но исследователи отмечают, что писец выбирал определённый раздел, требующий мелизматического расширения. Драганова Минея – единственный староболгарский источник до XIII в., который содержит (помимо песнопений с фитной нотацией) полностью нотированные песнопения (семь текстов). Судя по особенностям написания словесных текстов (сокращения, акценты), по мнению исследователей, этот экземпляр Минеи не предполагал строки нотации. Невменные знаки проставлены над отдельными словами киноварью довольно небрежно. Нотированные таким образом песнопения относятся к различным жанрам; это три припева на девятой песни канона Сретения Господня (2 февраля) и четыре стихиры: первая стихира на литии навечерия Сретения Господня, первая стихира на стиховне службы священномученика Анфима, епископа Никомидийского (3 сентября), славник на стиховне вечерни в день памяти мученика Захарии (5 сентября), славник на стиховне на вечерне Обрезания Господня (1 января). Впервые знаки музыкальной нотации в Драгановой Минеи были идентифицированы четырьмя русскими славистами, посвятившими рукописи отдельное издание. Первым в болгарской научной литературе обратил внимание на певческий знак фиты Йордан Николов Иванов. Начало сравнительному исследованию нотации Драгановой Минеи было положено французским учёным болгарского происхождения Райной Паликаровой-Вердей, отметившей в сравнении с парами ранневизантийской и древнерусской нотаций (соответственно куаленской и шартрской, кондакарной и знаменной) наличие в староболгарском памятнике характерных для византийской невменной системы двух видов знаков – малых и больших, расположенных в одном невменном ряду. В качестве характерной особенности она выделила отсутствие полных мартирий византийского типа и обозначение гласов славянскими буквами с цифровым значением. По её мнению, малые невменные знаки (исон, апостроф, элафрон, олигон, клазма, петасти, дипли, пиазма) и большие невменные знаки – больших ипостасей относятся к разным типам нотации. В Драгановой Минеи оба вида знаков выписаны не в два, а в один ряд. Проведя сопоставление с греческими и русскими источниками, Р. Паликарова-Вердей обнаружила необычные невменные комбинации, в том числе комбинации с фитой (она опубликовала фотокопии листов 151 и 486). К похожим выводам пришли также болгарские исследователи С. Петров и Х. Кодов (1973 г.). Работая с рукописью, Х. Кодов идентифицировал семь нотированных песнопений, опубликовал их фотокопии и изготовленные ручным способом факсимиле (вследствие трудности прочтения знаков), а также отдельные комбинации с фитой. В этом издании приводится также список знаков нотации Драгановой Минеи (пунктирной линией показаны невмы, написанные киноварью), с рассмотрением их в контексте других староболгарских нотированных рукописей (Битольская Триодь, вторая половина XI в.; Аргирова Триодь, конец XII в.; Болонская Псалтырь, первая половина XIII в.).

 



 
PR-CY.ru