ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ

ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ (Российская государственная библиотека) – апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерусского (и в целом славянского кириллического) книгописания и книжной иллюминации второй половины XII в. Написано в 1164 г. диаконом церкви св. Апостолов Константином, «а мирьскы Добрило», для священника церкви Иоанна Предтечи Симеона. Добрилово Евангелие представляет собой пергаменный кодекс из 270 листов размером 24,5х19,7 см, написано уставом в два столбца. В научной литературе практически общепризнано южнорусское (с большой степенью вероятности галицко-волынское) происхождение кодекса. Встречающееся в работах XIX – начала XX вв. мнение о новгородском происхождении рукописи основано на факте безусловного существования в Новгороде в XII в. храмов, посвящённых апостолам и Иоанну Предтече, и на якобы исключительно северорусской форме мирского имени писца, однако эта точка зрения не подтверждается данными орфографии. Кодекс целиком (за исключением нескольких киноварных заголовков) написан одним писцом – Добрилом, который был, как полагают исследователи, профессиональным каллиграфом. В позднейшее время текст, затёртый от регулярного использования, был наведён (со значительным искажением букв) более чем на 30 страницах. «Выходная» запись писца на листе 270 сильно пострадала от того, что длительное время лист был приклеен к бумаге, в XIX в. лист подвергся воздействию реактива, применённого для прочтения записи. В типологическом отношении Добрилово Евангелие принадлежит к мстиславовскому классу того же типа полноапракосного Евангелия. Рукопись украшена четырьмя полихромными миниатюрами с изображениями пишущих евангелистов, помещённых в интерьере увенчанных крестом однокупольных храмов, на кровлях которых сидят павлины. По мнению исследователей, «простоватые миниатюры» Добрилова Евангелия «несут на себе особую прелесть широкого рисунка и свободного письма провинциального мастера». Судя по надписям на миниатюрах, исследователи сделали вывод, что их выполнял специально приглашённый художник. Добрилово Евангелие также украшают киноварные заставки жгутового плетения, многочисленные инициалы тератологического стиля и плетёные, с элементами тератологии. История бытования Добрилова Евангелия до его приобретения графом Николаем Петровичем Румянцевым в 1822 г. в Гомеле прослеживается фрагментарно. Согласно записи на листе 2, в 1572/1573 (7081) г. рукопись была вложена царём Иваном IV Васильевичем в пустынь во имя архидиакона Стефана, местонахождение которой исследователями надёжно не установлено; по их мнению, наиболее вероятно, что речь идёт о псковском Стефановском в Лугу монастыре.

 
PR-CY.ru