ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович - Страница 5

На границе Европы и Азии «вышел из тарантаса и перекрестился, что привёл, наконец, Господь увидеть обетованную землю», по пути посетил Троице-Сергиеву лавру: «Сергиев монастырь вознаградил нас вполне. 23 года я в нём не был. Что за архитектура, какие памятники, византийские залы, церкви!» В годы неволи Ф.М. Достоевский не оставлял писательского труда: в Петропавловской крепости, ожидая приговора, написал рассказ «Маленький герой», в остроге вёл записи тюремного фольклора, составившие «Сибирскую тетрадь», в Семипалатинске написал повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». Однако качественно новый этап его творчества начался в 1860 гг., когда он приступил к созданию произведений, которые принесли ему всемирную славу как одному из глубочайших христианских писателей-мыслителей. После возвращения из ссылки Ф.М. Достоевский вместе с братом Михаилом издавал журналы «Время» (1861–1863 гг.) и «Эпоха» (1864–1865), в которых в полемике с революционными демократами формировалась идеология почвенничества. В статьях для журнала «Время» («Объявления об издании “Времени”», «Ряд статей о русской литературе», «Два лагеря теоретиков» и др.) Ф.М. Достоевский утверждал, что органическое развитие русской культуры и народного самосознания нарушилось петровскими реформами, которые были исторически необходимы, но проводились не естественным путём, а революционными, противоречившими народному духу средствами. В результате образовалась огромная пропасть, которая разделила «наше цивилизованное “по-европейски” общество с народом» и далеко развела интересы разных сословий. Главным следствием удаления высшего слоя общества от «земли» Ф.М. Достоевский считал потерю живых связей с традициями и преданиями. Возвышение над народом и атеизм дворянской интеллигенции создали благоприятные условия для смещения иерархии духовных ценностей, развития болезненной гордыни ума, вызревания наивной и безграничной уверенности в непогрешимости «науки» и в незаменимости внешних социальных преобразований в деле нравственного благоустроения человечества. Почвенничество по-разному отразилось в художественных и публицистических произведениях Ф.М. Достоевского. Так, в «Записках из Мёртвого дома» (1861–1862 гг.) картины каторжного ада сочетаются с осмыслением возвращения «к народному корню», в сюжете использованы образы Рождества Христова и Пасхи. В 1861 г. Ф.М. Достоевский опубликовал роман «Униженные и оскорблённые», в котором присущее ему в 1840 гг. «гуманистическое» изображение «маленького человека» обогащается элементами будущих романов-трагедий – анализом бессилия «естественной морали» перед господствующим злом в душе самообожествляющегося индивидуума. Социальная неполноценность или значительность героев Ф.М. Достоевского от романа к роману всё больше перекрываются величием или ничтожностью их души, способностью или неспособностью осознавать и преодолевать собственное «подполье» на пути к святости. Смысловая структура «Униженных и оскорблённых» обусловлена соединением евангельских притч о блудном сыне и о прощённой грешнице. Завязка действия романа – в сцене ухода героини из родительского дома, а развязка – в «зеркальной» сцене возвращения и прощения, причём возвращение героини в конце Страстной недели, перед Пасхой, обусловливает мотив воскресения.

 



 
PR-CY.ru