ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович - Страница 3

В апреле 1849 г. Ф.М. Достоевский в числе других петрашевцев был арестован. Во время восьмимесячного пребывания в Алексеевском равелине Петропавловской крепости читал христианскую литературу: описания паломничеств в св. места и сочинения Димитрия Ростовского. 27 августа того же года просил брата прислать ему Библию. Через много лет Ф.М. Достоевский рассказывал, что после получения Библии началось его «духовное перерождение». Вынесенный петрашевцам смертный приговор через расстрел высочайшим рескриптом перед самым исполнением был неожиданно заменён четырёхлетней каторгой с последующей службой в солдатах. Испытание казнью 22 декабря 1849 г. на Семёновском плацу стало решающим моментом в жизни Ф.М. Достоевского. Через несколько часов после этого он писал брату Михаилу о прожитых годах и значении как бы второго рождения: «Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его прошло в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неуменье жить, как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, – так кровью обливается сердце моё. Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья... Теперь, переменяя жизнь, перерождаюсь в новую форму... Я перерожусь к лучшему. Вот вся надежда моя, всё утешение моё». Эти переживания Ф.М. Достоевского передаёт герой романа «Идиот» князь Мышкин в рассказе человека, двадцать минут ожидавшего расстрела и затем помилованного. По дороге в Омский острог, где Ф.М. Достоевский пребывал в 1850–1854 гг., в Тобольске произошла важная для него встреча с жёнами декабристов Прасковьей Егоровной Анненковой, Александрой Григорьевной Муравьёвой, Натальей Дмитриевной Фонвизиной («...что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением»). Они подарили ему Евангелие (Новый Завет) в русском переводе, изданное под началом будущего святителя, а тогда архимандрита и ректора Санкт-Петербургской духовной академии Филарета (Дроздова). Чтение Священного Писания, единственное, дозволенное заключённым чтение в остроге, сыграло огромную роль в «перерождении убеждений» Ф.М. Достоевского, в углублении понимания им смысла христианства. В подаренном Евангелии, с которым он впоследствии не расставался, есть его многочисленные пометы, сделанные ногтем, карандашом, чернилами, с помощью загибания страниц, позволяющие раскрыть новозаветные источники его художественно-философской мысли и соотнесённость проблематики его произведений с библейскими темами. Научное описание помет представлено в книге Гейра Хьетсо «Достоевский и его Новый Завет». Наибольшее количество помет встречается в Евангелии от Иоанна. Они касаются единосущия Бога Отца и Бога Сына, божественности Христа, говорят о размышлениях по поводу потери и обретения веры, невинного и искупительного страдания, воскресения, любви. Евангельские цитаты, мотивы, «реминисценции», «подтексты» или «закадровое», «архетипическое», «апофатическое» присутствие Священного Писания как невидимого смыслообразующего центра организуют художественное пространство и время всех крупных произведений Ф.М. Достоевского – от «Преступления и наказания» до «Братьев Карамазовых».

 



 
PR-CY.ru