ДЕМУС Отто

ДЕМУС Отто (1902–1990 гг.) – австрийский историк средневекового искусства (Византия и Западная Европа). Сын врача К. Демуса, убитого в начале Первой мировой войны, Демус Отто поступил в Венский университет, где занимался под руководством польского и австрийского искусствоведа Йозефа Стржиговского. Первым результатом его изысканий стала монография (совместно с Э. Дицем), посвящённая мозаикам монастырей Осиос Лукас и Дафни. По мнению исследователей, книгу характеризует строгий, выверенный художественно-исторический подход и интерес к вопросам стиля, текст (впервые среди подобных публикаций) снабжён фотографиями. Вышедшая в 1935 г. книга по истории собора Сан-Марко в Венеции сформировала представление о Демусе Отто как об учёном, «подходящем к материалу с филологической дотошностью». После окончания университета (1928 г.) Демус Отто вёл работу, связанную с сохранением памятников искусства на территории Австрии. В 1930–1936 гг. занимал пост хранителя памятников в Каринтии. В 1936 г. был переведён в Вену, с 1937 г. преподавал в Венском университете. После аншлюса Австрии (1938 г.) уехал на Сицилию, где участвовал в работе конгресса византинистов (1939 г.), а оттуда в Великобританию. В Институте Варбурга занимался коллекциями книг, вывезенных из Гамбурга и австрийских собраний, преподавал историю искусств в Институте искусства Кортолда (Курто). В этот период написал книгу «Мозаики норманнской Сицилии» (1949 г.) и исполненное в эссеистической манере исследование о декоративном убранстве храмов IX–XII вв. (1947 г.), высоко оценённое иконологами. После окончания войны Демус Отто вернулся в Австрию и возобновил работу в службе по охране памятников искусства. Периодически публиковались его статьи, имевшие большой резонанс (в список трудов Демуса Отто входит 15 монографий, 133 статьи и 41 рецензия). Он стал одним из основателей Австрийского общества византинистов, получавшего поддержку от центра византийских исследований Дамбартон-Окс (Вашингтон), и одним из первых авторов его ежегодника (выходит с 1951 г.), был принят в члены многочисленных обществ (в том числе Британской академии и Общества антикваров), не раз был номинантом всевозможных премий (в том числе Prix Schlumberger). Приоритетной темой исследований Демуса Отто продолжал оставаться собор Сан-Марко. Вторая книга об этом памятнике вышла в 1960 г., в ней отсутствовал раздел о мозаиках, исследование которых продолжилось в период реставрации собора (1970 гг.), после возведения в соборе Сан-Марко лесов. Продолжая до 1965 г. выполнять как консультант по вопросам реставрации поручения Общества охраны памятников, Демус Отто в Венском университете читал лекции по средневековому искусству Австрии и византийскому искусству (1963 г.); его стараниями на кафедру был приглашён Отто Пехт, зарекомендовавший себя как специалист в области средневековый западноевропейской миниатюры. В 1968 г. вышла в свет книга «Романская монументальная живопись», содержащая список памятников на территории Европы (от Великобритании до Испании) с описанием степени их сохранности. В монографии «Византийское искусство и Запад» (1970 г.), составленной на основе прочитанных в Венском университете лекций, Демус Отто высказал суждение о том, что в основе взаимоотношений Византии и Запада было однонаправленное влияние византийского искусства на западноевропейское. После расчистки мозаик собора Сан-Марко (в частности, двух разновременных фрагментов мозаики восточного купола) на основе анализа стиля он уточнил введённые им прежде датировки. Результатом изысканий стало снабжённое иллюстрациями издание «Мозаики Сан-Марко в Венеции» (1983 г.), представляющее интерес и для современных исследователей.

 
PR-CY.ru