ДИОНИСИЙ ГРЕК, Ивирит, Святогорец - Страница 2

В 1654 г. Дионисий Грек находился в афонском Иверском монастыре. Судя по пометам на рукописях, он являлся активным помощником Арсения (Суханова), прибывшего в апреле 1654 г. на Афон, в его работе по отбору книг для отправки в Россию. Благожелательное отношение Дионисия Грека позволило Арсению приобрести в Иверском монастыре наибольшее по сравнению с другими афонскими обителями число книг – 158 рукописей и пять печатных книг. 10 июня того же года Дионисий Грек записал договор между монастырями о том, что следует отвечать турецким властям на вопрос о покупке на Афоне книг Арсением (документ был подписан настоятелями 17 монастырей). В 1655 г., спустя некоторое время после отъезда Арсения (Суханова) с Афона, Дионисий Грек, уже в сане архимандрита, отправился в Россию, чтобы сменить архимандрита Климента на посту настоятеля московского греческого во имя Николая Чудотворца монастыря (связь обители «Николая Чудотворца Большая глава, что за иконным рядом» с афонским Иверским монастырем прослеживается с осени 1652 г., когда иверские монахи были оставлены в монастыре святителя Николая; как считает Борис Львович Фонкич, это был ответ царя на поданную, по-видимому, в сентябре 1652 г. архимандритом Климентом челобитную «пожаловать (ивиритов) здеся на Москве монастырём на прибег моления греческих властей и прочих мирских людей»). 26 июня 1655 г. Дионисий Грек прибыл в Москву на смену иверскому архимандриту Клименту, поскольку «по государеве жалованной грамоте, велено им (насельникам Иверского монастыря) приезжать к Москве в третей год и жить до перемены на Москве в монастыре Николы Чюдотворца Большие главы». Путь Дионисия Грека в русскую столицу, как и многих других греков, пролегал через Путивль, куда он прибыл 11 июня 1655 г. Дионисий Грек ехал со свитой, в которую входили «келарь Иосиф, чёрной поп Симеон, два дьякона Феодосей да Феодул, да старцев три человека: Афим, Иаким Евгений, да архимарич брат белец Дмитрей Лазарев, племянник Кирило Иванов, да слушка монастырской Мишка Степанов, толмач Федько Костянтинов». Таким образом, в Никольском монастыре вместе с настоятелем должна была смениться и часть братии. Одновременно с Дионисием Греком в Россию прибыли архимандриты афонских Хиландарского и Павловского монастырей, которые привезли выбранные Арсением (Сухановым) на Афоне греческие книги. Возможно, книги привёз с собой и Дионисий Грек, однако если хиландарский и павловский архимандриты вручили царю Алексею Михайловичу книги, то Дионисий Грек преподнёс ему только святыню – «руку святаго великомученика Василия Амасийского в золоте, весу в золоте 70 золотников». О его пребывании в России свидетельствуют документы Посольского приказа, в первую очередь, челобитные афонского архимандрита, связанные с его заботами как о собственной жизни, так и об афонской и московской греческой обителях. Дионисию Греку было назначено жалованье: «...Против прежнего… по два алтына, питья по 2 крушки меду, по 2 крушки пива», с сентября 1659 г. денежное жалованье составляло 2 алтына 3 деньги, с сентября 1665 г. – 2 алтына 4 деньги.

 



 
PR-CY.ru