ДИОНИСИЙ ГРЕК, Ивирит, Святогорец

ДИОНИСИЙ ГРЕК, Ивирит, Святогорец (ум. в 1672 г.) – участник Большого Московского Собора 1666–1667  гг., справщик и переводчик на московском Печатном дворе, участник богослужебной реформы в Русской церкви, митрополит Унгро-Влахийский (1672 г.). О происхождении, времени и месте рождения Дионисия Грека, а также о его жизни до 1655 г. исследователям почти ничего не известно. Косвенные указания на его связь с Валахией содержатся в послании 1666 г. братии Иверского монастыря на Афоне царю Алексею Михайловичу с просьбой о «милости и помощи» и отпуске обратно на Афон Дионисия Грека, «да освободит и монастырь от некоторых напраслин и приложениих». В письме ивириты сообщили монарху о проблемах, возникших у них в связи с утратой грамот на владение валашскими землями. Никто из братии Иверского монастыря решить эту проблему не мог, кроме Дионисия Грека, т.к. «он воспитан и взрос в Волохах и знает всякое дело монастырское». Эти сведения о Дионисии Греке, как и ряд других (например, помета на кодексе, называющая его владельца «Дионисием ивиритом и македоновлахиотом») дали повод для сомнения в его греческом происхождении. В работах, прежде всего, румынских авторов высказывается твёрдое убеждение, что Дионисий Грек был валахом. Впрочем, исследователи полагают, что он мог происходить из одной из греческих общин, находившейся на границе Македонии и Валахии. Косвенно греческое происхождение Дионисия Грека подтверждает его греческое письмо, которое, судя по типу почерка и уверенности владения им, могло принадлежать только греку. Как полагают исследователи, монашеский постриг он принял в метохе Иверского монастыря в Валахии, на Афон попал спустя некоторое время (источники говорят о большой осведомлённости Дионисия Грека в отношении валашских владений ивиритов). Даты его монашеского пострига и прихода на Афон исследователям неизвестны. Они полагают, что в 1648 г. инок, возможно, уже состоял в братии Иверского монастыря. Этим годом датирована грамота, написанная Дионисием Греком от имени иверского архимандрита Пахомия Никону, настоятелю московского Новоспасского монастыря (впоследствии патриарх Московский и всея Руси), в которой в подробностях сообщается об изготовлении на Афоне копии Иверской иконы Божьей Матери «Портаитисса» иконописцем Иамвлихом (Романовым). В историографии есть и другая точка зрения на определение времени поселения Дионисия Грека на Афоне, впервые высказанная румынскими авторами, в соответствии с которой он жил в Валахии до 1650 г. (там были написаны икона и грамота). Данная гипотеза основывается на том, что 9 марта 1650 г. в Кымпулунге (Валахия) была издана Псалтирь, в подготовке которой участвовал Дионисий Грек: им подписано «Слово к читателям» («смиренный иеромонах Дионисие, еклисиарх, коректор»). Однако участие Дионисия Грека в издании не означает, что он в это время жил в Валахии. Исследователи предполагают, что, вступив в братию Иверского монастыря, инок мог в 1648–1650 гг. неоднократно приезжать в Валахию, в том числе для ведения дел, связанных с монастырскими владениями, для издательской работы.

 



 
PR-CY.ru