ДУЧЧО ди БУОНИНСЕНЬЯ - Страница 5

Впечатление великолепия и торжественности главной сцены создаётся благодаря сочетанию золотого фона с киноварно-алыми, вишнёвыми, синими, золотисто-жёлтыми пятнами цвета, плавности линий и ювелирности отделки живописной материи. Цельность восприятия многочастного алтаря достигается за счёт повторения отдельных фигур в соседних сценах, жестов персонажей, адресующих взгляд к другим сюжетам, единства пропорций и уровней архитектурных элементов, представленных в разных сценах, общности колорита. Сцены включают детализированные городские и сельские пейзажи, играющие важную роль в эмоциональном раскрытии сюжетов (особенности освещения в сцене «Жёны-мироносицы у Гроба Господня»), натурные зарисовки (фигуры юношей, ломающих ветви, в картине «Вход Господень в Иерусалим», апостолов, греющих ноги у огня, сняв сандалии, в «Первом отречении апостола Петра»), бытовые детали (полотенце в «Тайной вечере» и «Омовении ног», собачка в «Рождестве», мощеные полы, майоликовая посуда в сценах трапез). Пространство, построенное в композиции «Благовестие о смерти» с применением античной перспективы, в сценах «Второе отречение апостола Петра» и «Искушение во храме» усложняется, развивается вглубь (внутренние помещения и дворики, открывающиеся в проёмах дверей и арок). Стилистический анализ позволяет исследователям предположить, что в последнюю очередь выполнялись сюжеты оборотной пределлы, отличающиеся наиболее изощрёнными пространственными решениями. Формы моделированы лёгкими тенями, не разрушающими выразительных силуэтов. Сюжеты характеризуются необычной для эпохи эмоциональностью, охватывающей широкую гамму чувств: от скорби в сценах, предшествующих Успению Марии («Благовестие о смерти», «Прощание с апостолом Иоанном»), до радости Марии Магдалины, узревшей воскресшего Спасителя («Не тронь Меня»). Согласно результатам исследований, проведённых во время реставрации 1980 гг., композиции не имели определённых эскизов, в процессе работы в них вносились изменения; над каждой из сцен работали несколько художников (мастера фигур, архитектуры и т.д.) под руководством Дуччо ди Буонинсенья. Известность «Маэсты», сравнимая с успехом росписей Джотто в Капелле дельи Скровеньи, привела к тому, что в XIV в. в так называемой манере Дуччо ди Буонинсенья были переписаны лики Богоматери на картинах Гвидо да Сиена и других мастеров середины XIII в. Отдельные части «Маэсты» оказали влияние на стиль пределлы, принадлежащей кисти Уголино ди Нерио (Флоренция, церковь Санта-Кроче), «Маэсты» Амброджо Лоренцетти (Городская пинакотека, Масса-Мариттима) и других произведений. Однако комплексное решение этого сложного памятника повторить невозможно.



 
PR-CY.ru