ДУЧЧО ди БУОНИНСЕНЬЯ - Страница 2

15 апреля 1285 г. Дуччо ди Буонинсенья получил от Братства восхваляющих Мадонну (Confraternità dei Laudesi), состоявшего при доминиканской церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, заказ на алтарный образ. По мнению исследователей, первоначально он находился в Капелле Барди, где происходили богослужения братства, в 1618 г. был перенесён в Капеллу Ручеллаи этой церкви и получил название «Мадонна Ручеллаи». По контракту Дуччо ди Буонинсенья обязался исполнить образ на готовой деревянной основе. Исследователям неясно, было ли произведение в целом (проект конструкции и собственно живопись) выполнено Дуччо ди Буонинсенья, или ему принадлежит только живопись. «Мадонна Ручеллаи» (Галерея Уффици, Флоренция) – одна из крупнейших алтарных картин своего времени (4,5×2,9 м), написана на пяти вертикальных досках из тополя, вмонтированных в глубокую раму сложного профиля. При расчёте размеров рамы и формата центрального поля использована традиционная для Флоренции единица измерения длины – локоть (braccio), составлявший 548 мм. Раму украшает орнаментальная лента, включающая круглые медальоны с погрудными изображениями патриархов, пророков, апостолов и святых. Появление на алтарной картине такого рода медальонов было новшеством, обусловленным иконографической программой. Наверху, в центральном медальоне, представлен Иисус Христос; изображения персонажей Ветхого Завета в правой части рамы и фигур 12 апостолов в левой части служат прообразовательному истолкованию Нового Завета. На центральном поле представлен образ Богоматери с Младенцем, сидящей на резном, украшенном росписью и позолотой троне, покрытом драгоценной узорной тканью, на его сиденье – алая с золотом подушка. Позы и положения рук шести коленопреклонённых ангелов по сторонам от трона указывают на момент Вознесения. Помещённый в нижней части рамы образ св. Иеронима (автор описания «Вознесения Богоматери», приведённого Иаковом из Варацце в «Золотой легенде»), окружённого медальонами с изображениями св. Доминика, основателя ордена доминиканцев, и св. Петра Мученика – патрона Братства восхваляющих Мадонну, способствует истолкованию композиции как «Вознесение Богоматери», что соответствует посвящению церкви Санта-Мария Новелла. Образ «Мадонна Ручеллаи», отражающий влияние искусства Чимабуэ, изобилует готическими мотивами. В конструкции трона видны архитектурные элементы заальпийской готики: ниши боковин напоминают бифории и трифории, спинка увенчана тонкими точёными пинаклями, между которыми перекинуты изящные арки. Фигуры ангелов отличаются мягкостью моделировки форм. Поверхность фона, ювелирно проработанная насечкой, декорированные сложными розетками нимбы, золотой ассист на одеянии Младенца, орнаментация трона и тканей – всё это придаёт монументальному образу качество вещественной драгоценности, роднящее его со средневековым искусством. Этому способствуют декоративность цветовой гаммы, открывшейся после реставрации, сочетающей киноварь, золото, азурит с розовыми, лиловыми, голубыми, светло-зелёными оттенками, и каллиграфия текучих линий (кайма мафория Богоматери).

 



 
PR-CY.ru