ДЖУЛИО РОМАНО - Страница 3

Яркий пример характерных для маньеризма тенденций к нарушению классических канонов – фасад собственного дома Джулио Романо (около 1544 г., внутри сильно переделанного): гладкий пояс над цокольным этажом прерывается клинчатыми перемычками окон; вход перекрыт утолщённой аркой, обусловившей излом в следующем, подоконном поясе; наличники окон главного этажа, расположенные впритык к мощным рустованным опорам арок, тектонически не оправданы и нарочито оригинальны по форме; рустованная кладка всего фасада (впервые сознательно выполненная имитация естественного камня из штукатурки) – приём, получивший широкое распространение значительно позднее. В целом, фасад создаёт новый – суховатый, чопорный и претенциозный образ богатого жилого дома-особняка. Начатый Джулио Романо Палаццо ди Джустиция (дворец Правосудия) в Мантуе был закончен уже после его смерти Бертани. В усложнённой многословной архитектуре здания, фасад которого расчленён пилястрами в виде огромных герм, проявляется свойственная Джулио Романо в тот период тенденция к чрезмерному богатству форм, уже не всегда обусловленных требованиями тектонического смысла целого. Эти черты говорят об ослаблении высоких художественных идеалов начала XVI в. и указывают на формирование барочных тенденций. Это не менее заметно и в большом дворе герцогского замка – так называемом делла Кавалерицца, который должен был служить конным ристалищем. Всё в этом сооружении, основанном на контрасте грубого и изящного, кажется не стабильным, всё полно напряжённой внутренней динамики, уже очень далёкой от ясной тектоники начала века. Предвосхищение некоторых барочных черт особенно характерно и для позднейших работ Джулио Романо. Церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи, достроенная им, представляет собой трёхнефное здание. Боковые нефы с примыкающими к ним капеллами (по пяти с каждой стороны) обходят хор, образуя пять хоровых капелл. Восьмигранный купол и сакристия также принадлежат Джулио Романо. В главном фасаде мастер достиг гармоничного сочетания высокого среднего нефа с низкими боковыми, тем самым решив ещё в 1540 гг. одну из труднейших композиционных проблем культовой архитектуры Возрождения, что обычно историки приписывают Виньоле и Джакомо делла Порта, создавшим фасад церкви Джезу в Риме. Сложность творческого пути Джулио Романо не снижает его роли в распространении достижений римского зодчества в Северной Италии. Он был одним из первых зодчих, подготовивших в известной мере почву для последовавшего расцвета венецианской архитектуры. Вместе с тем в его творчестве черты маньеризма проявились ярче, чем у какого-либо другого архитектора, работавшего на севере Италии в то время. Развившееся у него с годами стремление к необычным композициям, к нарушению тектонической правдивости, натурализм его живописи и любовь к сценическим эффектам и динамичным формам, доходящим порой до безвкусного эклектизма, отличает Джулио Романо от Амманати и особенно Буонталенти и сближает его с Цуккари.



 
PR-CY.ru