ДЖУЛИО РОМАНО - Страница 2

Одновременно с работой в области фресковой живописи мастер возвёл здесь сооружения, в которых отражены некоторые важные тенденции, намеченные в начале века в Риме, а также и совершенно новые черты, свидетельствующие о новых художественных идеалах общества и о ярком своеобразии таланта мастера. Здания Джулио Романо в большой мере определили облик Мантуи. Этот маленький городок, в котором жили и работали такие великие мастера раннего Возрождения, как Альберти и Мантенья, украсившие её своими произведениями, – не без основания нередко называют теперь городом Джулио Романо. Его наиболее значительным и своеобразным произведением было палаццо дель Те, названное, по мнению исследователей, сокращённо по местности Тейето за городскими воротами Мантуи. Оно было начато в качестве полуутилитарного сооружения при знаменитом коневодческом хозяйстве герцогов Гонзага, для недолгих наездов которых первоначально было предназначено несколько жилых и парадных комнат, но в процессе строительства превратилось в великолепную загородную резиденцию увеселительного типа с богато расписанными залами. Палаццо, помещения которого строятся вокруг обширного квадратного двора, служит ядром большого ансамбля, включающего хозяйственные постройки с конюшнями, просторную поляну для выводки лошадей, отделённую от двора водоёмами, садовые павильоны, «секретный сад» и т.п. Композиция ансамбля развивается по глубинной оси с запада на восток и завершается полукруглой ордерной аркадой. В расположении главных праздничных залов дворца развит анфиладный приём, получивший широкое распространение в репрезентативных сооружениях последующей эпохи. Стены приземистого одноэтажного (частично с мезонином) здания обработаны мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри двора). Внешний облик палаццо кажется неожиданно суровым для увеселительного дворца и находится в противоречии с безудержной роскошью внутренней отделки. Главный вход во дворец, внешне более скромный, чем боковой северный въезд с тремя арками, расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трёхнефный вестибюль палаццо Фарнезе в Риме. Портал на противоположной стороне двора выходит на великолепную, обращённую к саду лоджию, перекрытую цилиндрическим сводом, опирающимся на устои из четырёх колонн. По сторонам центральной лоджии вдоль всего садового фасада здания тянутся неглубокие балконы. Кровля балконов покоится на лёгкой аркаде со своеобразным, ритмически повторяющимся мотивом: арка на стройных колоннах, чередующаяся с перекрытыми архитравом парными пролётами. Воздушность аркады и гладкая плоскость стены над ней резко отличают этот фасад здания от остальных и придают ему сложную структуру, хорошо объединяя его с садом, куда из главной лоджии переброшен мостик через водоём. Лепнина, орнаменты и фрески палаццо дель Те, вслед за виллой Мадама и ватиканскими работами Рафаэля, относятся к числу наиболее замечательных образцов отделки интерьеров эпохи Возрождения. Но в них уже далеко не везде сохранено строгое подчинение росписей композиции помещения, тектонике ограждающих его стен и сводов.

 



 
PR-CY.ru