ДЖАКОПОНЕ да Тоди - Страница 9

Этот символ в лауде оживает: вначале спокойно и описательно, затем с неподдельным восхищением автор повествует о семи явлениях св. Франциску Ассизскому. Во всём повествовании речь идёт о любви, которая полностью перевоплощает Франциска в Христа, проявляясь на его теле пятью рубцами, образующими фигур креста: «Слёзы любви бегут ручьями, глядя на это чудо, нового Христа с рубцами. Долгом любви является предание двоим одной формы перевоплотить его в Христа; познал он эту форму Христа, которая была у него в сердце, это доказала любовь, которая появилась (во Франциске) в полосатом одеянии ». Миссия францисканцев находит своё отражение в лауде «О Франциск, возлюбленный Богом», в которой святой представлен как новый Христос, пришедший для спасения человечества. Он ведёт борьбу со злом, которое после искупления Христом человеческих грехов, вновь пришло на землю. И тем самым Франциск повторяет победу Христа над лживым врагом. Святого благословляет сам Христос. Здесь автор снова говорит о соответствии Франциска Христу и констатирует в поэтическом ключе исполнение им воли Христа о восстановлении церкви. Франциск в лаудах Джакопоне в целом не выходит за рамки официальных представлений о нём, известных по легенде. Отдельные мотивы произведений Джакопоне доказывают, что автор много размышлял о Писаниях своего учителя, которые нередко становятся источником его поэтического и религиозного вдохновения. Оригинальность образа Франциска в видении Джакопоне базируется на этическом уровне, полном глубоких смыслов, в силу чего его возможно соотносить с самим Христом. Духовный взлёт провоцирует и взлёт поэтический, и в этом Джакопоне идёт по стопам св. Франциска, чистоту учения которого он так яростно отстаивал перед своими противниками. Но если у Франциска мистические порывы происходят на фоне равномерного горения его сердца, устремлённого к Богу, то Джакопоне поднимается к мистическому экстазу из бездны покинутости Богом, божественный свет внезапно врывается во тьму отчаяния, в которую погружена его душа: «Плачь, горестная душа, обладаемая (бесами), покинутая Любовью-Христом! Плачь, несчастная, и воздыхай, ведь ты потеряла сладостного твоего Господина, теперь, может, плачем ты сможешь его вернуть безутешному, печальному моему сердцу». Тягостные переживания первого периода, страдания и боль, причинённые ему смертью любимого человека доводило Джакопоне порой до безумия. Но он не тот человек, что смирится перед лицом смерти, покорясь ей. Она поразила его в молодости, но теплота и нежность воспоминаний, окутывавших его любовь, постепенно помогут ему встать на путь духовного созерцания, по которому поэт вскоре сможет пойти твёрдыми уверенными шагами. Любовь Джакопоне станет бестелесной, метафизической, чистой идеей, которая будет питаться лишь воспоминаниями о сладостном пережитом, что, в конечном счёте, сможет заставить замолчать в нём былую боль и досаду от пережитой несправедливости, сможет рассеять всякие мысли о насилии. Вот тогда песня зазвучит по-иному. Но в ней по-прежнему будет присутствовать слово-свет, слово, которое проникает в нас без доводов разума, словно каким-то чудом, и образуют свет внутри нас.

 



 
PR-CY.ru