ДЖАКОПОНЕ да Тоди - Страница 4

В лаудах этого периода ярко выражено отвращение к плоти, которая так жестоко его предала. Это отвращение передаётся посредством необузданной реалистичности реализма, ощущением материи, которая принадлежит людям страстным и сильным, особенно людям своего времени, погрязшим практически целиком в материальном мире и поэтому стремящимся к религиозности. Это время, когда Джакопоне находится в борьбе с плотью. И в этой борьбе плоть, чтобы подчинить его себе, принимает обличье его возлюбленной, погибшей под обломками. Это период скитаний и порой странного, почти необъяснимого поведения. Второй период знаменует собой восхождение к Богу. В это время Джакопоне вступает в монастырь, где, несмотря на то, что он не хотел быть священником, а всего лишь светским служителем, Джакопоне становится главой спиритуалов. Быть главой – заложено в его природе. Именно к этому периоду относятся лауды, направленные против папы Бонифация VIII, против церковной продажности. Этот период открывается лаудой «Истина плачет, что умерла добродетель» («Como la verita piange ch’e morta la bontade») , которая считается воинственным гимном спиритуалов. Далее идут лауды «О том, как Христос жалуется на римскую церковь» («Como Cristo se lamenta de la Chiesa romana»), «О плаче церкви, доведённой до жалкого состояния» («Del pianto de la Chiesa redutta a mal stato»), «Послание к папе Целестину пятому, звавшегося прежде Пьетро да Морроне» («Epistola a Celestino papa quinto, chiamato prima Pietro da Morrone»), «Песнь брата Джакопоне о своём заключении» («Cantico de frate Iacopone de la sua pregionia»), «Послание к папе Бонифацию восьмому» («Epistola a papa Bonifazio ottavo»), «Второе послание папе» («Epistola seconda al prefato papa»), «Третье послание папе» («Epistola terzia al prefato papa da poi ch’el fo preso»). В этих лаудах исследователи видят смело высказанные политические и социальные идеи, а также те религиозные, мистические чувства, которые прошли через души многих, волнуя и экзальтируя их в период папства Григория VII до папы Бонифация VIII. Это также лауды, специфические по характеру, написанные в духе францисканцев: воспевающие бедность «О святой бедности, владычице всего» («De la santa poverta signora de tutto»), «О святой бедности и её тройственном небе» («De la santa poverta e suo triplice cielo») и некоторые другие; лауды поучительного характера, назидательные, оживлённые внезапной «задумчивой меланхолией» и «безнадёжным аристократическим красноречием». Третий период – это период чистой поэзии, т.е. теперь поэзия Джакопоне начисто лишена каких-либо посторонних вторжений и проникновений, лишена «шлаков», теперь это абсолютная поэзия, состоящая исключительно из совершенного тождества между интуицией собственного внутреннего мира и экспрессией. К третьему периоду относятся лауды, описывающие его мистические видения, экстатическое созерцание Бога, даром которого он был щедро наделён. Они образуют вершину в его поэзии. Для христианской церкви фигура Девы Марии всегда была предметом поклонения. Сомнения в Её роли (вроде тех, что были высказаны несторианцами в V в. или идеологами Реформации в XVI в.) – лишь стимулировали создание Её изображений в иконографии. Матерь Божья – предмет особого обожания Джакопоне.

 



 
PR-CY.ru