ДЖАКОПОНЕ да Тоди - Страница 3

Джакопоне вместе с кардиналом Пьетро Колонна вёл ожесточенную борьбу против Бонифация, обвинял его во всевозможных пороках, издавал воззвания и манифесты против него. Бонифаций начал с отлучения «мятежников» от церкви. Джакопоне выступил против Бонифация VIII, обвиняя его в жадности, симонии и богохульстве. В 1298 г. папа прибёг к осаде крепости Палестрины, где укрывались не смирившиеся спиритуалы (среди них и Джакопоне). Падение крепости стало для него началом нового этапа в его жизни. Джакопоне был заключён в тюрьму (в лауде 55 он описывает жизнь, которую вёл в заключении; в ней поэт говорит, что рад страдать ради любви к Богу, и противопоставляет своё желание бедности и страданий стремлению к церковной карьере у других братьев). Здесь Джакопоне провёл шесть лет, пока новый папа Бенедикт XI не освободил его оттуда (в 1303 г.). За эти годы он переживает ещё один внутренний кризис, не менее глубокий, чем тот, который испытал в годы своей молодости. В начале Джакопоне мечет громы и молнии против своих врагов, главный среди которых – Бонифаций: «Новый Люцифер, восседающий на папском престоле, богомерзкий язык, отравивший весь мир, нет такого гнусного греха, которым бы ты не запятнал себя, о котором без стыда можно было бы сказать». Трудно и медленно учится он смирению и любви. Вновь и вновь, с каждым разом всё более смиренно, он обращается к Бонифацию с просьбой снять с него отлучение. И хотя Бонифаций оставил его обращения без ответа, и внешних изменений в его судьбе не последовало, для его внутреннего развития они означали очень много. Выйдя из тюрьмы, Джакопоне прожил совсем недолго. Он умер в рождественский сочельник 1306 г. в монастыре св. Лаврентия в маленьком умбрском городке Колаццоне в присутствии францисканца-мистика Джованни делла Верна (ему посвящена лауда 63), который, как гласит легенда, чудесным образом узнал о приближающейся кончине своего друга, мгновенно преодолев разделяющее их немалое расстояние, явился, чтобы преподать ему последнее причастие. Похоронен Джакопоне был в Колаццоне, затем его останки перенесли в монастырь Горы Христовой (Монтекристо) в Тоди, а в 1433 г. в монастырь святого Фортунато того же города. Духовная сторона жизни умбрского монаха-поэта с поражающей полнотой раскрывается в его лаударии. Джакопоне несомненно был сведущ в философии и богословии; его лауды позволяют исследователям сделать вывод о том, что ему был известен неоплатонический комплекс идей, некоторые его рассуждения о природе божественной и человеческой любви, очевидно, восходят к теории любви блаженного Августина, заметны переклички с Дионисием Ареопагитом (трёхступенчатый путь души к Богу: очищение, освящение, соединение; сияющая божественная темнота и др.), но все эти богословские реминисценции отступают в его творчестве на второй план перед пронзительной искренностью его поэзии, перед предельной обнажённостью сокровенностью жизни души. Это не просто личный лаударий, а непрекращающийся крик души, мучительно прокладывающей свой путь к Богу. Соотнося все лауды Джакопоне да Тоди в соответствии с хронологией его жизни, исследователи делят их на три группы. Поэзия первого периода – автобиографического характера, где доминирует мысль о смерти.

 



 
PR-CY.ru