ДУША - Страница 2

Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. В 1863 г. немецкий физиолог и психолог Вильгельм Вундт прочёл лекции об истории развития души человека и души животных. Он излагал проблемы психогенеза в своих работах «Grundzüge der physiologischen Psychologie» (1908–1911 гг.) и «Völkerpsychologie» (1908–1917 гг.). В. Вундт предложил различать древнейший пласт восприятия души как «телесной», сконцентрированной в жизненно важных органах: глазах, сердце, почках, гениталиях и пр., и более поздний – как «свободной» души (дыхание и тень\фантом). Английский этнограф Джон Фрэзер обратил внимание исследователей на бытовавшую в тотемистических племенах веру в наличие «внешней» души, которую хозяин при помощи колдуна ради безопасности прячет в каком-либо постороннем предмете, при этом душа ассоциируется с жизнью и здоровьем. В родо-племенных и народностно-национальных религиях широко представлены верования во множественность душ. Слово «псюхе» у Гомера встречается в значениях «жизненной силы» и «призраков умерших» – обитателей Аида, лишённых памяти и рассудка; у орфиков и пифагорейцев – в значении бессмертного «даймона», подверженного метенсоматозу (перевоплощению в тела людей, животных и растений): «…В наказание за что-то душа сопряжена с телом и похоронена в нём, как в могиле». Для ранней древнегреческой натурфилософии (Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Диогена Аполлонийского) было характерно «учение о всеобщей одушевлённости универсума», т.е. гилозоизм (от греч. материя и жизнь) – взгляд на жизнь как имманентное свойство праматерии. Ионийская традиция понимает душу как мировую, а также как воздух, дыхание, жизнь. Демокрит предполагал наличие в теле «огненной» души, состоящей из шарообразных атомов огня. С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны, как «все естественные тела суть орудия души»: «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей». Платон разработал детальную концепцию души, заимствовав некоторые взгляды пифагорейцев. В диалоге «Федон» он уподобляет душу «божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному». В «Федре» речь идёт о метенсоматозе и первичной близости души миру истины, что делает возможным анамнесис, а в «Тимее» – о создании демиургом вселенной души. Взгляды Аристотеля нашли своё отражение в специальном трактате «О душе», вся первая часть которого посвящена разбору и классификации определений души, данных философами-предшественниками. Душа у Аристотеля – форма предмета, «первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью». Он различает «растительную» (питательную), «ощущающую» (чувствительную) и «мыслящую» (интеллектуальную) способности души. В плотиновском варианте неоплатонизма душа – «сущая по сути», «бессмертное, бестелесное движущее начало».

 



 
PR-CY.ru