ДЬЯВОЛ - Страница 2

Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут. Главные качества дьявола и его приспешников – гордыня и ненависть к людям. Дьявол может внушить мысли об избранности человека, тем самым вызывая в нём гордыню, либо смущает мыслью о его бесконечной греховности и бесповоротном осуждении, отвращая от веры в божественное милосердие. Бес – перевод греческого слова «демон», которое у Гомера, Гесиода и других означает нечто среднее между богами и людьми, а у Платона и души умерших добрых людей. По верованию древних, такие души делались покровительственными гениями, которые оказывали влияние на личное благосостояние. Сократ часто говорит о своём «демоне». В Септуагинте это слово употребляется для воспроизведения еврейских слов «боги» (Пс. 94:3), «дьяволы» – шедим (Втор. 32:17), «зараза» (Пс. 90:6 – «бес полуденный», – «зараза, опустошающая в полдень») и проч. У Иосифа Флавия оно всегда употребляется о злых духах. Бесы, по его определению, суть души нечестивых людей. В Новом Завете этот термин употребляется несколько раз вообще в смысле языческих богов или идолов (Деян. 17:18; 1 Кор. 10:20), но обычно – о злых духах или дьяволах, которые хотя веруют и трепещут (Иак. 2:19), признают Ииcyca Сыном Божьим (Матф. 8:29), но суть слуги своего князя (Вельзевула) Сатаны (Матф. 12:24). Демонология в Новом Завете раскрывается через призму борьбы и победы Иисуса Христа, а затем и христиан над дьяволом. Сын Божий для того и воплотился, «чтобы разрушить дела дьявола» (1 Ин. 3:8) и «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола» (Евр. 2:14). Борьба Христа с князем тьмы начинается с искушения в пустыне, хотя и напоминающего собой искушение первых людей, однако несравненно более сильного. Являясь духами, тёмные силы не ограничены пространством, однако предпочитают находиться в полюбившихся им местах. Если ветхозаветные тексты называют такими местами преимущественно языческие капища, то в Новом Завете неоднократно говорится о вселении бесов в людей. При этом духи тьмы самих бесоодержимых иногда насильно загоняли в безжизненные и мрачные места, в пустыни и гробницы (Лк. 8:29; Мф. 8:28). Просьба послать их в стадо свиней, с которой они обратились к Иисусу Христу (Мф. 8:31; Лк. 8:32), может объясняться тем, что свиньи, согласно ветхозаветному закону, относились к животным нечистым. В Откровении Иоанна Богослова сообщается, что Вавилон за своё распутство «сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу», а Пергам, в котором процветало язычество и велась жестокая борьба с христианством, стал городом, «где живёт сатана», устроивший в нём свой «престол». Как злое существо, старающееся вредить человеку и ввести его в грех, сатана ясно выступает в книге Бытия, в которой повествуется, как он, войдя в змия, искушал наших прародителей и, в конце концов, склонил их нарушить заповедь Божью – вкусить плодов от запрещённого дерева (Быт. 3); далее таким же злым существом является дьявол и в Книге Иова (Иов.1:6–12, 2:1–7). В Книге Паралипоменон говорится, что «восстал сатана на Израиля и возбудил Давида сделать счисление израильтян» (1 Пар. 21:1).

 



 
PR-CY.ru