ДВОЕПЕРСТИЕ - Страница 9

Полемика не обходилась без крайностей; сторонники той и другой формы перстосложения позволяли себе различные негативные характеристики позиций оппонентов. С 1656 г. вслед за Антиохийским патриархом Макарием сравнение с армянами (само по себе совершенно некорректное) появлялось во многих полемических сочинениях и официальных изданиях (например, в «Пращице»). Протопоп Аввакум в письмах дал апокалиптическую характеристику троеперстия, приравняв троеперстное крестное знамение к печати антихриста. Апокалиптические характеристики троеперстия присутствовали в полемических сочинениях и более позднего времени, в частности, такую трактовку дал подложному старообрядческому сочинению «Апокалипсис седмитолковый» (произведение XIX в., якобы напечатанное при Иоанне Грозном), в котором три перста сопоставлялись с тремя лживыми духами. Против таких чрезмерных обвинений (хотя и без упоминания двоеперстия) высказывается подписанное белокриницкими иерархами Окружное послание 1862 г. В качестве ответа на соотнесение троеперстия с сатанизмом Димитрий Ростовский предлагал написать слоги «де» и «мон» на перстах крестящихся двоеперстно. В некоторых старообрядческих рукописях подробно перечисляются все места официальных церковных изданий, содержащие оскорбительные характеристики двоеперстия. В полемических сочинениях приводится множество ссылок на древние иконы, в них ищет подтверждения своей правоты и та и другая сторона. Немалое значение придаётся и свидетельству от мощей (например, о мощах апостола Андрея Первозванного в «Увете Духовном» патриарха Иоакима: М., 1682 г.; противоположная сторона привлекала мощи св. Анны Кашинской). В XIX в. в связи с написанием обзорных трудов по истории перстосложения для ведения полемики стали привлекаться аргументы в пользу существования в ранней церкви единоперстия: свидетельства св. отцов, произведения изобразительного искусства. В свою очередь, старообрядческие полемисты приводили контраргументы, стремясь показать, что двоеперстие существовало с апостольских времён, а единоперстие является еретическим перстосложением монофизитов; в некоторых старообрядческих работах, впрочем, единоперстие признаётся полноценным перстосложением ранней церкви. Главным богословским возражением против троеперстия сторонников двоеперстия было прямое соотнесение Святой Троицы со знаком креста. «Троицу ко Кресту пригвождает», – говорит Аввакум о тех, кто крестятся троеперстно. Кроме того, старообрядцы обвиняли сторонников реформ в том, что они «отвергли» догматическое учение о двух природах Христа. С выяснением богословского содержания троеперстия (совпадающим с объяснениями относительно двоеперстия) богословская сторона полемики со старообрядцами о двоеперстии практически исчерпала себя. «Различие троеперстного сложения от двуперстного состоит только в перстах, а не в образуемом перстами таинстве», – писал перешедший в РПЦ из белокриницкой иерархии полемист архимандрит Павел (Прусский) в конце XIX в.



 
PR-CY.ru