ДВОЕПЕРСТИЕ - Страница 2

В очень большой степени широкое использование древних христианских изображений в целях апологии двоеперстия было вызвано тем, что в позднейшей практике, сохранявшейся на Руси до реформ патриарха Никона, и при совершении крестного знамения, и при священническом (или епископском) благословении употреблялось одно и то же двоеперстие, поэтому любые изображения Иисуса Христа или святых с поднятой рукой и перстосложением, сходным с двоеперстием, воспринимались как однозначное свидетельство о двоеперстии (т.е., иными словами, как изображения благословения с использованием двоеперстия; исследователи отмечают, что собственно крестное знамение в христианской иконографии встречается редко). Подобных изображений начиная с IV в. действительно известно достаточно (впрочем, наряду с двоеперстием в иконографии Иисуса Христа и святых часто встречаются и иные перстосложения) – просто раскрытая ладонь, вытянутый указательный палец и так называемый ораторский жест (когда все пальцы, кроме большого и безымянного, вытянуты, а эти два сложены вместе), восходящий к античной традиции; возникновение двоеперстия в христианской иконографии нередко связывали с упомянутым ораторским жестом. Однако, как показал Т. Михельс, такой подход к двоеперстию в иконографии, когда оно отождествляется с двоеперстным перстосложением при благословении (и тем более крестном знамении), исследователи считают неверным; двоеперстие в иконографии Иисуса Христа (а затем и святых) связано с так называемым жестом величия, состоявшем в поднятии руки с разогнутыми и соединёнными вместе указательным и средним пальцами и согнутыми остальными (т.е. внешне совпадавшем с двоеперстием), который восходит к дохристианской римской традиции, где использовался в императорской иконографии в качестве знака триумфа. Так, одно из самых ранних изображений Христа с жестом величия (ошибочно отождествляемым полемистами с двоеперстием) в сюжете «Вход Господень в Иерусалим» на саркофаге Адельфии (символика жеста состоит не в двуперстном благословении Христом жителей Иерусалима, а в том, что Он изображён входящим в Святой град как Победитель и истинный Царь). Впоследствии жест величия, как и другие атрибуты императорской иконографии (престол, клавы и др.), становится обычным элементом изображений Иисуса Христа во славе. Двоеперстие при совершении крестного знамения, как полагали русские исследователи XIX – начала XX вв., своим появлением было обязано распространению начиная с середины V в. ереси монофизитства; хотя прямых подтверждений этой точке зрения нет, из монофизитских источников и из позднейших свидетельств православно-монофизитской полемики (среди опубликованных в XX в. коптских и сирийских источников встречаются и новые, не учтённые исследователями прошлого интерпретации единоперстия как символа монофизитства) видно, что для монофизитов одноперстие служило аргументом в пользу монофизитства, что заставляло православных использовать двоеперстие в качестве контраргумента. Распространению двоеперстия (имевшему место не только в греческом мире, но и на Западе) должно было способствовать и закрепление его в иконографии (но не наоборот).

 



 
PR-CY.ru