ДВОЕПЕРСТИЕ

ДВОЕПЕРСТИЕ, двуперстие – одна из форм христианского перстосложения для совершения крестного знамения и для преподания благословения: два пальца, указательный и средний, вытянуты (средний палец немного согнут), а большой и безымянный пальцы и мизинец сложены вместе. Вопрос об отказе от двоеперстия стал одним из основных разногласий между сторонниками и противниками богослужебной реформы в Русской церкви в середине – второй половине XVII в., вызвавших раскол старообрядчества. Практика осенения себя крестным знамением существовала уже в раннехристианскую эпоху: осенение знаком креста уст упоминается в главе 17 апокрифического «Евангелия Никодима», чела – у Тертуллиана (в сочинении Тертуллиана сказано о назнаменовании тела вообще, а также своей постели), многих частей тела – в различных апокрифических Деяниях апостолов (например, в главе 11 «Мученичества Матфея»); как полагают исследователи, практика начертания на себе знака креста, понимаемого как один из вариантов написания имени Божия, восходит к межзаветной традиции. Источники старше IV в. не сохранили описаний того, какое именно перстосложение употреблялось при начертании знака креста, но из их указаний о запечатывании крестом разных частей тела по отдельности исследователи предполагают, что для совершения крестного знамения использовался один палец (так, обычай осенять чело крестом с помощью одного большого пальца был хорошо известен в римском обряде с древности, он доныне сохранился в католической традиции). О единоперстии прямо свидетельствуют многие св. отцы и церковные писатели IV–VIII вв.: святители Епифаний Кипрский, Иоанн Златоуст (в славянских рукописях «Златоструя» полной редакции слово «перст» дано не в единственном (как в греческом оригинале), а во множественном числе – этот вариант чтения использовался старообрядческими полемистами для доказательства преимущества двоеперстия перед единоперстием, хотя в других славянских рукописях сочинения Иоанна Златоуста в указанном месте слово «перст» переведено в единственном числе, Феодорит Кирский, Созомен, автор «Луга духовного» Иоанн Мосх, Андрей Критский, Иероним Стридонский, Григорий Двоеслов. Но единоперстие вряд ли было единственным способом совершения крестного знамения. Так, Кирилл Иерусалимский, говоря об изображении креста на челе и на всём теле, употребляет слово «персты» во множественном числе; о «перстах» во множественном числе сказано и в славянском сборнике Маргарит, в слове, приписанном Иоанну Златоусту, но написанном не раньше 431 г. (это Слово цитируется защитниками двоеперстия как свидетельство его существования при Иоанне Златоусте). В ходе полемики второй половины XVII – начала XX вв. по вопросу двоеперстия как его сторонники, так и его противники нередко ссылались на те или иные раннехристианские и византийские иконографические изображения.

 



 
PR-CY.ru