ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 8

В целом архитектура храма представляет собой малооригинальный вариант типового пятишатрового храма русско-византийского (тоновского) стиля. Проект принадлежал екатеринбургскому архитектору Карлу Густавовичу (Рейнгольдовичу) Турскому, подряд на постройку взял И.А. Сараев. Церковь была расписана в 1896–1897 гг. екатеринбургским живописцем П.Г. Никулиным. В 1920 гг. венчающие части храма были разрушены. В настоящее время храм восстанавливается. В мае 1871 г., во время прокладки траншеи под фундамент Скорбященского храма, строители обрели гроб с останками Далмата, который после длительной переписки настоятеля архимандрита Исаакия с правящим и викарным архиереями решено было оставить на прежнем месте, у юго-западного угла нового храма. В 1896 г. в честь 250-летия существования Далматовского монастыря по благословению Екатеринбургского епископа Симеона (Покровского) над могилой Далмата при Скорбященской церкви была возведена каменная усыпальница. Изнутри её стены были украшены живописью (сцены из Жития старца Далмата). За гробницей был поставлен большой крест (распятие) с предстоящими, «все лица живописи старинной». На северной стене усыпальницы находились портреты Далмата и его сына архимандрита Исаака. Далматовский монастырь внёс существенный вклад в духовное просвещение жителей Урала. В 1719 г. впервые упоминается о существовании при монастыре училища, в котором обучались дети монастырских служителей для кадрового обеспечения вотчинной администрации. Обучение велось за монастырский счёт. В 1748 г. при Далматовском монастыре была учреждена славяно-российская школа. В 1761 г. курс обучения в ней был расширен за счёт введения преподавания латыни, школа стала называться «латинской» или семинарией. Детей монастырских крестьян и служителей обучали отдельно от семинаристов, без преподавания латыни. После секуляризации 1764 г. надобность в обучении крестьянских детей для административно-хозяйственных целей отпала. В 1768 г. (по другим сведениям, в 1779 г.) преподавание латыни было отменено, школа стала называться «русской». Обучались в ней дети священнослужителей и монашествующих. В Далматовском монастыре русская школа просуществовала до 1800 г., а с 1816 г. возродилась как духовное училище, пользуясь только помещениями обители. Начальная школа для детей крестьян и горожан была создана при обители в конца XIX в. Библиотека Далматовского монастыря формировалась за счёт централизованных поставок из епархии, покупок книг и вкладов. В 1732 г. она насчитывала 174 книги, в 1776 г. – 201, в 1823 г. – 234 книги.

 



 
PR-CY.ru