ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

Объёмно-пространственное построение собора Далматовского монастыря (двусветность нижнего храма, его сочетание с бесстолпным верхним) уникально. По мнению исследователей, объяснить эти особенности можно, если предположить, что он задумывался как традиционный для ХVII в. одноэтажный четырёхстолпный собор, а решение о возведении верхнего храма было принято в процессе строительства. Единственный пример двухэтажного столпного храма – Спасо-Преображенский собор в Тамбове (верхний храм здесь шестистолпный, как и нижний), и его композиция возникла из-за изменения замысла в процессе строительства. Верхний храм Далматовского монастыря в большей степени, чем нижний, ориентирован на новый, нарышкинский стиль: вместо полуциркульных апсид гранёные, венчание сделано по образцу собора Cвятой Троицы в Верхотурье (1703–1709 гг.). Архитектура собора Далматовского монастыря претерпела многочисленные изменения. Во время пожара 1742 г. погибли все его деревянные элементы. Гульбище и главы были восстановлены, а вместо деревянной паперти второго этажа была возведена крестообразная трапезная. В 1770 гг. снова проводились ремонтные работы: возведение новых глав «вместо прежних неумеренно великих», причём по углам четверика были поставлены четыре дополнительные главки. В 1769–1774 гг. была построена девятиглавая барочная Покровская церковь в Туринске, ставшая одним из главных архитектурных образцов для храмов Урала и Западной Сибири, и, как полагают исследователи, именно под её влиянием громоздкие главы собора (судя по всему, украинского типа) были заменены девятиглавием. В тот же период было создано живописное убранство собора (не сохранилось). В 1752–1755 гг. тобольскими мастерами был выполнен иконостас Успенского храма, в 1766–1768 гг. – его стенопись (художники Илья Асламов и Михаил Козмин), в 1768 г. – иконостас придела Димитрия Прилуцкого (художник Илья Асламов). В 1771–1773 гг. Матвей Волков из Тобольска и Александр Шапочников из Верхотурья расписали деревянную трапезную верхнего храма, они же работали в нижнем храме. Менее ответственные художественные, а также столярные работы выполняли местные мастера, из которых выделяется иеромонах Владимир. В 1812 г. в южной части трапезной церкви Рождества Христова была освящена придельная церковь во имя апостола Иоанна Богослова. В 1852 г. пожар вновь уничтожил деревянные элементы собора, также сильно повредил каменные. Восстановление собора было произведено со значительными коррективами: к 1854 г. вместо девятиглавого было восстановлено пятиглавое венчание храма, в 1856–1859 гг. вместо деревянной на втором этаже была возведена каменная трапезная (в ней разместили придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы) в формах, имитирующих архитектуру собора начала XVIII в.; была «обстроена» колокольня. В 1932 г. были уничтожены все венчающие части собора и колокольня, после размещения здесь завода «Молмашстрой» в 1945 г. собор был надстроен. Каменные крепостные стены с воротами и бастионами возводили с 1713 г. К 1730 г. была, в основном, окончена восточная часть монастырских стен, в 1731–1763 гг. проводились работы в западных. В плане монастырские стены образуют неправильный шестиугольник.

 



 
PR-CY.ru