ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ - Страница 5

Фоном для скульптурной группы служит пирамида из серого мрамора – аллегория вечности. Изготовленная в московских мастерских Ивана Петровича Витали и Сантино Петровича Кампиони пирамида установлена во время ремонта собора в 1841 г. на средства внука Р.И. Воронцова новороссийского губернатора Михаила Семёновича Воронцова. По стилю и качеству исполнения надгробие принадлежит к лучшим образцам мемориальной скульптуры начала XIX в. Надгробие стояло у южной стены – там, где под полом находится погребение. В 1896 или 1906 г. при поновлении фресок на своде под хорами надгробие было переставлено к западной стене, в 2003 г. реставрировано. В 1919 г., с отделением церкви от государства, Дмитриевский собор поступил в ведение губернской Коллегии по охране памятников старины – сначала временно, до образования новой общины верующих. Поскольку община не образовалась, собор остался в ведении государства и использовался Владимирским музеем как фондохранилище. В 1945 г. Дмитриевский собор перешёл в ведение областного отдела по делам архитектуры. После окончания реставрационных работ Дмитриевский собор вновь был передан музею, в 1955 г. в соборе открылась выставка, посвящённая владимиро-суздальскому белокаменному зодчеству, действовавшая до начала 1970 гг. В 2005 г., после окончания большого цикла реставрационных работ, в Дмитриевском соборе открыта новая выставка Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Дмитриевский собор XII в. – уникальный памятник древнерусского зодчества». Главным «экспонатом» выставки стал собор. В нём помещены копии двух икон великомученика Димитрия: «доски гробной» и иконы, написанной при князе Всеволоде для города Дмитрова. В единственной объёмной витрине представлены фрагменты древнего креста и голубка с него, грамота 1515 г., несколько археологических находок домонгольского времени. В день памяти великомученика Димитрия в соборе совершается молебен. В 1992 г. Дмитриевский собор внесён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Соборный клир в начале XVI в. состоял из четырёх священников и двух дьяконов, в начале XVII в. – из двух иереев и двух дьяконов. В ружных книгах 1675–1682 гг. указываются «протопоп с братией». В 1696/1697 г. в храме служили два священника, дьякон, при соборе была также просвирня. Переписная книга 1715 г. фиксирует в соборе двух иереев, дьякона и двух пономарей. В 1798 г. числились протоиерей, дьякон и пономарь. По Указу Владимирской духовной консистории 1847 г., собору полагалось иметь штат, состоящий из священника и двух причётников, одну из вакансий причётника занимал дьякон. Таким же был состав клира, по данным 1849 г. Реальное положение дел не всегда совпадало со штатным расписанием. Так, по ревизии 1858 г., соборный клир состоял из священника и пономаря. В клировой ведомости 1876–1877 гг. отмечено, что в Дмитриевском соборе служили священник, дьякон на жалованье причётника и причётник. В начале XX в. причт состоял из священника и дьякона, получавшего жалованье псаломщика. Материальное обеспечение причта Дмитриевского собора до начала XVIII в. складывалось из доходов, получаемых с населённых земельных владений, ружного жалованья и небольших поминальных вкладов. Земельные владения собора всегда были незначительными.

 



 
PR-CY.ru