ДАДИШО КАТРАЯ

ДАДИШО КАТРАЯ, Катарский (вторая половина VII в.) – восточно-сирийский монах и аскетический писатель из региона Бет-Катрае (западное побережье Персидского залива, современный Катар), автор нескольких сочинений аскетико-мистического содержания. В «Каталоге» Авдишо Нисибинского (ум. в 1318 г.) указано, что Дадишо Катрая «истолковал Рай западных (отцов), прокомментировал (Аскетикон) аввы Исаии, написал книги о монашеском образе жизни, Слово на освящение келлии, утешительные Слова, а также послания о безмолвии тела и духа». Основываясь на данном сообщении, Иосиф Симон Ассемани отождествил Дадишо Катрая с одноимённым настоятелем «Великого монастыря» на горе Изла (VI в.). А. Шер обоснованно отнёс период его жизни и творчества ко второй половине VII в. и положил начало новому этапу исследования его творчества. Сведения о жизни Дадишо Катрая весьма немногочисленны и по большей части находятся в его произведениях. Так, в «Комментарии на (Аскетикон) аввы Исаии» упоминаются католикос Ишояв III (649–660 гг.) и Бабай Великий (ум. в 628 г.); также из него исследователям известно, что Дадишо Катрая был связан с монастырями Рав-Кеннаре, Раббан-Шабор и с монастырём св. Апостолов. Из сочинений Дадишо Катрая сохранились «Комментарий на (Аскетикон) аввы Исаии» (первоначально состоял из 26 Слов, сохранилось только 15), пять Слов «О безмолвии», «Послание Авкошу о безмолвии». Остаётся пока не изданным «Комментарий на Рай отцов», составленный в VII в. Хенанишо (Ананишо), иноком монастыря Бет-Аве, сборник, состоящий из переводов «Лавсаика», «Истории египетских монахов», апофтегм, а также включающий некоторый дополнительный материал, имеющий сложную текстологическую традицию (фрагменты изданы Н. Симс-Уильямсом, критическое издание готовят Д. Филлипс и Р. Китчен). Обоснованно доказано, что помимо полной версии данного комментария существовала также краткая, которая без указания на авторство вошла в состав «Рая отцов» (издано П. Беджаном). Сочинения Дадишо Катрая исследователи относят к лучшим образцам восточно-сирийской литературной традиции. Они отличаются хорошим художественным стилем и свидетельствуют, что их автор был знаком с греческими (в сирийском переводе) и сирийскими экзегетическими и аскетическими произведениями таких авторов, как Иоанн Отшельник, Бабай Великий, Феодор Мопсуестийский, Евагрий Понтийский, Марк Монах, Феодорит Кирский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, а также с корпусом духовных бесед, сохранившимся до настоящего времени под авторством Макария Египетского. Исследователи отмечают значительное влияние на Дадишо Катрая Евагрия Понтийского. Дадишо Катрая с сожалением описывает современную ему ситуацию, когда основным занятием монахов стало пение, а слёзы, покаяние и духовные размышления были почти полностью забыты. С этим упадком монашеской жизни, по-видимому, связано обращение Дадишо Катрая к «Аскетикону» аввы Исаии и «Раю отцов» Хенанишо. Комментируя эти произведения, Дадишо Катрая хотел указать современным ему монахам на традиционные аскетические ценности. В первом Слове «О безмолвии» он описывает практику «безмолвия седмиц», в соответствии с которой монах общежительного монастыря в течение семи недель находился в полном одиночестве, не покидая своей кельи даже для причастия. Произведения Дадишо Катрая пользовались большой популярностью, распространяясь в отредактированном виде в западно-сирийской среде под именами Исаака Сирина или Филоксена Маббугского, и были переведены на арабский, эфиопский и согдийский языки. Текст «Комментария на (Аскетикон) аввы Исаии» был использован анонимным автором (предположительно учеником Исаака Сирина) при составлении собственного комментария на «Аскетикон» аввы Исаии.

 
PR-CY.ru