ДАМИАН - Страница 3

Предположительно в 583 или 584 г. в результате нашествия берберов была разграблена вся область скитских монастырей, на долгое время пришедших после этого в запустение. Кроме того, противниками Дамиана в Египте были гайаниты, сторонники свергнутого в 535 г. патриарха Гайана, последователя Юлиана Галикарнасского и противника Феодосия, а также сторонники Феодора, выбранного патриархом частью епископов незадолго перед избранием Александрийским патриархом Петра, предшественника Дамиана. Таким образом, в 580 гг. – начале VII в. в Александрии было четыре патриарха – православный Иоанн, монофизиты-феодосиане Дамиан и Феодор, а также гайанит Дорофей, что являлось для сирийцев, противников Дамиана, поводом к насмешкам. После смерти Дорофея (дата исследователям неизвестна) Дамиану удалось убедить гайанитов признать его своим патриархом. Но в начале VII в. гайаниты, оставаясь многочисленной сектой, вновь избрали собственного патриарха. Во время патриаршества Дамиана в Египет из Сирии бежало некоторое количество монофизитов, которые подверглись непродолжительному гонению со стороны епископа Дометиана Мелитинского, родственника императора Маврикия. В богословском плане Дамиан придерживался традиционной монофизитской формулы об одном Сыне, одной природе вочеловечившегося Слова, одной Ипостаси, одном Лице и одном действии. Относительно одной природы во Христе он исповедовал формулу, гласящую, что природа Христа состоит «из двух» – божественной и человеческой. Дамиан не внёс новых аргументов в пользу этой традиционной монофизитской формулы. В споре «о тленном и нетленном» он следовал учению Севира Антиохийского, исповедуя тленность тела Христова до Его воскресения, а также добровольность принятия Им на Себя страстей. В полемике о «неведении Христа» Дамиан следовал положению монофизитского Александрийского  патриарха Феодосия I (535–566 гг.) о том, что Христос предвидел Свой конец, ибо человеческая природа в Нём была обогащена божественной. Дамиан являлся автором многочисленных сочинений, таких как тайноводство, праздничные послания, толкования на Священное Писание, полемические трактаты против мелетиан, сторонников софиста Стефана, Петра Каллиникского, тритеитов и др. Он писал проповеди, получившие широкое распространение. Фрагменты одной из них, произнесённой на Рождество Христово в Александрии, сохранились в коптской версии. В писаниях Дамиана присутствуют анафемы Халкидонскому собору и томосу папы Римского Льва. Из его сочинений полностью сохранились лишь синодик к Иакову Барадею и письмо на смерть Иакова. Согласно «Истории Александрийских патриархов» Севира (Ибн аль-Мукаффы) и «Синаксарю Александрийской Церкви», Дамиан скончался 12 июня (18 числа месяца бауна) 604 г.

 



 
PR-CY.ru