ДИОСКОР - Страница 5

В конце заседания, когда выяснились обстоятельства насилия над участниками «разбойничьего» Собора («избиения епископов», как отзывался об этом Феодорит), Диоскор и пять его сообщников были арестованы. Окончательный суд над Диоскором состоялся на третьем заседании. В дополнение к прежним обвинениям против него были выдвинуты и другие. Были поданы жалобы трёх александрийских клириков – диаконов Феодора и Исхириона, пресвитера Афанасия и мирянина Софрония на притеснения со стороны Диоскора, его также обвиняли в неповиновении императору. Однако Диоскор на это заседание не явился и после трёхкратных безуспешных приглашений был осуждён за непослушание Собору (так мотивировало причину осуждения Диоскора большинство участников Халкидонского собора, в том числе Анатолий Константинопольский). Особняком стоит суждение римских легатов, обвинявших Диоскора в более серьёзных преступлениях, среди которых было отлучение Льва I Великого, принятие в общение Евтихия, неканонические действия в Эфесе. Диоскора сослали в Гангры, где он скончался спустя три года. В ссылке Диоскор осудил архимандрита Евтихия за отказ признать плоть Христа единосущной человеческой природе, приравняв его ересь к манихейству. На Александрийский престол был избран православный по своим взглядам Протерий, но значительная часть верующих Александрийской церкви оставалась верной Диоскору и не вступала в литургическое общение с новым архиепископом. Когда после убийства Протерия (28 марта 457 г.) бывший диакон Диоскора Тимофей II Элур, занявший Александрийскую кафедру, принял православных в общение, непримиримые сторонники Диоскора выделились в секту диоскориан, просуществовавшую больше столетия. Диоскор почитается в восточных нехалкидонских церквах. Память в Коптской церкви – 4 сентября (7 тота) и Сиро-Яковитской церкви – 30 июля и 4 сентября. В сирийской версии актов второго Эфесского собора сохранились два письма Диоскора к Домну Антиохийскому и послание ко всем епископам. В первом письме сурово осуждаются осмелившиеся оспаривать Кирилла, который, по мнению Диоскора, «удостоенный божественным даром, уяснил, насколько возможно, тайну воплощения Единородного Сына Божия», и высказывается недовольство проповедью Феодорита Кирского в Антиохии, поскольку тот осмеливался «разделять Эммануила». Во втором письме отвергаются мнения современных Диоскору представителей антиохийской богословской школы, считавших, что осуждение Нестория было обусловлено дисциплинарными причинами, и преуменьшавших значение третьего Вселенского собора. В послании ко всем епископам, подводившем итог «разбойничьему» Собору, Диоскор требует сжигать работы Нестория и его последователей и приравнивает третий Вселенский собор и «разбойничий» Собор (которые названы матерями веры) к Никейскому собору.

 



 
PR-CY.ru