ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич - Страница 5

Н.Я. Данилевский выделял пять законов развития культурно-исторических типов. Первый закон определяет критерий самобытности культурно-исторического типа – языковое родство, однако только для того племени, которое «по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло из младенчества». Второй закон устанавливает, что условием развития цивилизации данного культурно-исторического типа является политическая независимость. С одной стороны, принцип политической независимости желателен в момент зарождения и развития культурно-исторического типа, с другой – цивилизация до известного периода способна развиваться и не обладая политической независимостью. Как показывает пример Древней Греции, цивилизация может существовать некоторое время и после потери политической независимости. Третий закон утверждает невозможность передачи начал цивилизации одного культурно-исторического типа другому. Очевидно, Н.Я. Данилевский стремился обосновать невозможность передачи русской цивилизации начал западноевропейской цивилизации. Вместе с тем влияние цивилизаций друг на друга полностью не исключается, однако передаваться может лишь то, что находится «вне сферы народности», т.е. «выводы и методы положительной науки, технические приёмы и усовершенствования искусств и промышленности». По Н.Я. Данилевскому, существует три вида преемственных связей цивилизаций. Простейший из них – «пересадка с одного места на другое посредством колонизации», т.е. механический перенос культуры с одной почвы на другую. Второй вид – «прививка» культуры на «дичок», как, например, греческий город Александрия в Египте, римская культура, «привитая» кельтам. Н.Я. Данилевский считал, что «прививка не приносит пользы тому, к чему прививается», и отрицательно относился к попыткам навязывания самобытной культуре чуждых ей начал. В первую очередь, здесь имеется в виду опыт петровских преобразований в России: реформы были попыткой привить чуждые стране начала и не привели к положительным результатам. Третий вид воздействий цивилизаций друг на друга уподобляется «влиянию почвенного удобрения на растительный организм» или «влиянию улучшенного питания на организм животный», он носит позитивный характер. Именно таким было влияние Греции и Рима на германо-романскую Европу. Четвёртый закон исторического развития утверждает, что культурно-исторический тип достигает «полноты, разнообразия и богатства» только тогда, когда «этнографические элементы, его составляющие... не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств». Пятый закон констатирует, что в цикле развития культурно-исторических типов, который Н.Я. Данилевский уподобляет циклу развития «многолетних одноплодных растений» (примеры из ботаники типичны для всей книги), «период роста бывает неопределённо продолжительным», но период расцвета «относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу». Изучение истории показывает, что культурно-исторические типы развивают различные стороны культурной и общественной жизни.

 



 
PR-CY.ru