ДОНАТ - Страница 2

Мученичество Доната слабо отражает действительность, хотя составитель ввёл в повествование ряд реальных исторических деятелей, в том числе императора Юлиана Отступника. В молодости, до провозглашения цезарем (355 г.), Юлиан действительно был причётником, однако не субдиаконом, а чтецом, и не в Риме, а в императорской резиденции Мацелл в Каппадокии. Кроме того, Юлиан никогда не бывал в Риме, а образование получил на Востоке – в Пергаме, Никомидии, Афинах, Константинополе. «Префект города» Апрониан и его сын Астерий в действительности являются одним лицом – Луцием Турцием Апронианом Астерием, префектом Рима в 363 г. Арреций находился в подчинении у префекта Италии, и Астерий не имел к этому городу отношения. Мученик Иларин (Илариан) упоминается под 16 июля в Мартирологе Иеронима Стридонского. Церковь в Риме, известная как «титул Пастыря», упоминается в Мученичествах ряда римских и италийских святых (например, мученика Конкордия Сполетийского), но не поддаётся точной идентификации. Имя пресвитера Пимения (Pimenius) является латинизированной формой греческого слова «пастырь». В Мученичестве Доната есть также хронологические ошибки – император Юлиан правил всего два года (361–363 гг.), а рукоположивший Доната папа Юлий I скончался задолго до его восшествия на престол (354 г.). По стилю, построению сюжета и методам изложения Мученичество Доната близко к группе агиографических памятников, связанных с именами мучеников, пострадавших в Риме и соседних областях Умбрии и Тусции. Эти «Страсти» («Passiones») являются произведениями одной школы, работавшей в Риме в VI–VIII вв., а возможно, уже с конца V в. Расцвет этой школы приходится на время византийской власти в Италии (вторая половина VI – начало VIII вв.), когда с греческого языка был переведён ряд восточных Мученичеств, которые оказали на творчество римской школы большое влияние. В её произведениях многим италийским святым приписано восточное происхождение, их подвиги датированы временем правления императора Юлиана, при котором гонения на христиан происходили только в восточной части Римской империи. На Мученичество Доната оказали влияние такие произведения, как Мученичество св. Галликана и Житие св. Доната, епископа Эврийского. Донат упоминается под 7 августа в Мартирологе Иеронима Стридонского, где именуется епископом и исповедником (confessor), т.е. святым (немучеником). Память Доната и четыре формы величания святого содержатся в Сакраментарии Геласия (VII–VIII вв.).

 



 
PR-CY.ru