ДОНАТ - Страница 3

Исследователи полагают, что тогда же были написаны литургические чтения в честь Доната, впоследствии переработанные по указу епископа Франческо Каттани да Диачетто. Позднее имя Доната вошло в Римский Мартиролог кардинала Цезаря Барония. Оно присутствует также в Британском Мартирологе епископа Ричарда Челлонера, изданном в 1761 г. в Лондоне, где Донат представлен как шотландец. В XVI в. интерес к личности святителя появился в Ирландии. Римский папа Бенедикт XIV в буллах 1741 и 1747 гг. в ответ на «смиренные просьбы от имени клира… Ирландии» утвердил право совершать богослужение в честь Доната во всех церквах Ирландии, а также у ирландцев, проживавших в других странах, в том числе в колониях. Вскоре после этого папский протонотарий доминиканец Т. де Бурго составил литургические чтения в честь Доната на основе фьезольских как дополнение к Дублинскому бревиарию. Существует поздняя агиографическая традиция, связанная с именами св. Андрея Ирландца (почитался с конца ХIII в., Житие составлено в ХIV–ХV вв.) и св. Бригиты Младшей (Житие составлено не раньше XIV в.). Согласно традиции, Андрей Ирландец был архидиаконом Фьезольского епископства и ближайшим учеником Доната. Он пригласил во Фьезоле сестру, Бригиту Младшую, которая поселилась неподалёку от города и вела строгую аскетическую жизнь. Исследователи полагают, что во Фьезоле при Донате жили некоторые ирландцы. В Пьяченце Донат построил церковь во имя св. Бригиты с приютом для ирландских паломников, которую передал под управление монастыря Боббио (850 г.). Донат изображается в епископском одеянии (заалтарный образ из церкви св. Доната в Торри, XIV в.; Биччи ди Лоренцо, триптих в соборе города Фьезоле, около 1450 г.), представлен среди сцен из Жития св. Андрея Ирландца на заалтарном образе из церкви св. Мартина в селении Понте-а-Менсола близ Фьезоле (XIV в.). Иногда в память о спасении ребёнка святителя изображали вместе с волком. В Житии Доната отмечается исключительная образованность святого. Сохранилась стихотворная эпитафия Доната, написанная от первого лица, в которой сообщается, что святитель обучал людей письму, латинской грамматике и метрике. В Житии приводится стихотворение Доната, написанное элегическим дистихом и содержащее похвалу Ирландии, в котором отмечается в том числе отсутствие на острове змей (по преданию, изгнанных Патриком) и крупных хищников. Донат составил стихотворное Житие Бригиты Ирландской, в котором сочетаются ирландские агиографические традиции и континентальная латинская образованность эпохи Каролингов. Сочинение основано на древних ирландских Житиях св. Бригиты (не сохранились), и в нём названы их авторы, что даёт исследователям возможность использовать Житие Доната для восстановления агиографической традиции преподобной. Исследователи видят также влияние сочинения Колумбана. Авторство Жития Бригиты было предметом дискуссии, т.к. в средневековом каталоге книг монастыря Монте-Кассино оно приписано Килиану, монаху из монастыря на острове Иниш-Келтра (современный Инишкялтра, Ирландия). Однако авторство Доната исследователи считают более вероятным, признавая, что один из четырёх прологов к Житию несомненно принадлежит святителю. Кроме того, в Житии Доната под его именем приводится большой отрывок из другого пролога – «Christe Dei virtus». Донату приписывается также прозаическое Житие Бригиты (не издано). В Житии Доната сообщается о том, что святитель особо почитал Бригиту, исцелившую его от слепоты, когда он стал терять зрение.



 
PR-CY.ru