ДЕВЫ

ДЕВЫ – один из чинов ранней церкви. Основанием для появления в церкви дев являются слова Иисуса Христа о скопцах «для Царства Небесного» (Мф. 19:12; ср. со словами апостола Павла, который советует предпочесть девство, хотя и пишет, что «относительно девства» он не имеет «повеления Господня»: 1 Кор. 7:25–29, 36–39). Впервые девы (а именно дочери апостола Филиппа, которых Поликрат называл в числе «великих светил веры») упоминаются в Деян. 21:9. О многочисленности христианок, сохранявших девство на протяжении всей жизни, сообщают ранние отцы церкви и христианские писатели II–III вв. У некоторых авторов девы отождествляются с вдовицами церковными. Главным отличием дев от монахинь последующих эпох было то, что они продолжали жить в своих семьях; в III–V вв., как полагают исследователи, девы могли также состоять в аскетических общинах при городских храмах, участвуя тем самым в организации богослужения и церковной жизни в миру, – монашествующие же уходили от мирской жизни (в литературе нередко между членами таких общин и монахами ставится знак равенства, что исследователи считают неверным). Одной из задач, стоявших перед девами, было преодоление сопротивления семьи и мирского окружения их христианской вере (по словам Амвросия Медиоланского, «та, которая победила дом, победила век»). Девы должны были выходить из дома крайне редко и только в сопровождении матерей. Они воздерживались от того, чтобы носить украшения, дорогие одежды, присутствовать на брачных пирах, посещать бани и т.д. Начиная с Тертуллиана, девы называются «невестами Христовыми (или Божьими)», принадлежащими к семье ангелов. Поэтому в правиле 19 Анкирского собора (314 г.) на нарушивших обет девства возлагается епитимия второбрачных. В гражданском законодательстве Римской империи и после принятия христианства в качестве государственной религии сохранялась античная норма (первоначально относившаяся к весталкам), предписывающая подвергать смертной казни тех, кто осквернили женское достоинство или женились на посвящённой деве.

 



 
PR-CY.ru