ДОСИФЕЙ - Страница 3

Вскоре между Досифеем и Сергием произошло столкновение из-за того, что Досифей отказывался поминать за богослужением старообрядцев, погибших в «гарях». Сергий, вслед за Аввакумом высоко оценивавший подвиг самосожжения, упрекал за это Досифея. В наказание Досифей отлучил Сергия на двое суток от монастырской трапезы. Этот эпизод инок Евфросин описал в «Отразительном писании о новоизобретённом пути самоубийственных смертей» в связи с событиями конца 1670 – начала 1680 гг., когда он и его товарищ из города Романова Поликарп Петров «со отцом (Досифеем) были у Троицы», т.е. в Сунарецкой обители. Получив тогда от новгородца Ивана Коломенского «писание» с просьбой дать «благословение на самосожжение», Досифей поручил Евфросину и Поликарпу Петрову написать обличение этой практики, что они и сделали (впоследствии Поликарп Петров стал активным защитником самосожжений). На юге Досифей подолгу жил в Жабынской пустыни в Белёвском уезде. С белёвскими старообрядцами, прежде всего, со старицей Меланией (Александрой Григорьевной), Досифей близко сошёлся в начале 1670 гг. в доме боярыни Ф.П. Морозовой. В Жабынской пустыни жил ученик Досифея Евфросин. Сюда из Сунарецкой пустыни через полгода после пострижения ушёл, как полагают исследователи, вместе с Досифеем, и Сергий (Крашенинников), в 1677 г. арестованный на посаде Белёва. Около 1676 г. Досифей в Жабынской пустыни постриг в монашество с именем Урван крестьянина Ульяна Анкудинова, который жил с ним десять лет «в пустыни», до отъезда Досифея на Дон. П.С. Смирнов отождествлял с этим Досифеем иеромонаха Досифея, строителя старообрядческой Милеевской пустыни в карачевских лесах, южнее Белёва. Как полагают исследователи, отождествление неверное, и речь идёт о разных людях. В 1681 г., находясь в Москве, Досифей и Сергий (Крашенинников) вместе с другими старообрядцами собирались «с челобитными по жребию стужати царю о исправлении веры». Протопоп Аввакум в одном из посланий благословил подготовку данной акции. Однако тогда это осуществить не удалось, и Досифей с Сергием вернулись в Сунарецкую пустынь. Обстановка для подачи челобитной стала более благоприятной после начала 15 мая 1682 г. восстания московских стрельцов, составной частью которого было движение старообрядцев. В июне 1682 г. Сергий «пришёл… из тех пустынь в Москву по жребию и по посланию того Троицкого монастыря игумена Досифея для того, что велел он, игумен, бити челом великим государем» о «старой вере». 5 июля Сергий вместе с Никитой Константиновичем Добрыниным, Саввой Романовым и другими вождями старообрядчества принял участие в диспуте о вере в Грановитой палате. Не позднее 1684 г. Сунарецкая пустынь была разгромлена. Досифей её покинул раньше и, очевидно, перебрался в Романов, «братия» которого была «отцу великому авве Досифею паче инех сынов духовных вернее и любезнее». В 1685 г. Досифей переселился на Дон. Старообрядческий синодик поминает его в числе «чад» иеромонаха Иова (Лихачёва) Льговского, построившего на реке Чир пустынь с часовней в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После смерти Иова Досифей трижды в Черкасске спрашивал разрешения казаков освятить престол в часовне. Те дали согласие только тогда, когда удостоверились, что у Досифея есть «благословенная грамота». Освящение церкви состоялось 21 марта 1686 г. на антиминсе времён патриарха Иоасафа I, в чине приняли участие помимо Досифея старообрядческие священники Пафнутий и Феодосий, а также чудесным образом прибывший из Льгова диакон Герасим.

 



 
PR-CY.ru