ДОСИФЕЙ

ДОСИФЕЙ (ум. после 1514 г.) – игумен Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря, агиограф, заказчик и вкладчик рукописей. Досифей стал насельником Соловецкой обители при жизни своего наставника Зосимы. После его кончины (17 апреля 1478 г.) жил в одной келье с Германом Соловецким (ум. в 1479 или 1484 г.), который вместе с Савватием первым поселился на Соловках. О том, что Досифей в течение некоторого времени являлся игуменом Соловецкой обители, известно из монастырской описи от января 1514 г. (бывший игумен «Достофей» назван среди участников описания на первом месте, среди «лудчих старцев»), из записи бывшего митрополита Спиридона (Саввы) в Житии преподобных Зосимы и Савватия (в записи Досифей назван бывшим соловецким игуменом) и из рассказа «О явлении преподобнаго Зосимы» в Житии преподобных Зосимы и Савватия, переданного со слов Досифея («бывшу мне некогда игуменом на Соловках»). Настоятельство Досифея, которое, как полагают исследователи, было недолгим, не подаётся точной датировке. Существует мнение, что он мог быть игуменом Соловецкого монастыря между 1479 и 1484 гг. В рассказе «О явлении преподобного Зосимы» сообщается о молитве игумена Досифея перед образом Зосимы, что могло иметь место не раньше 1508 г., когда были написаны первые иконы преподобных Зосимы и Савватия (в Житии преподобных сообщается, что соловецкие иноки 30 лет после кончины основателей Соловецкого монастыря не решались написать их образы; мнение архимандрита Досифея (Немчинова), что Досифей был автором первой иконы Зосимы, по мнению других исследователей, лишено оснований). Сообщение об игуменстве Досифея не раньше 1508 г. противоречит записи митрополита Спиридона (Саввы), свидетельствующей, что к 1502/1503 г. Досифей уже покинул этот пост. В качестве настоятеля Досифей, по мнению исследователей, почти не занимался хозяйственной деятельностью. Помимо упомянутых источников, его имя не представлено ни в одном монастырском документе ни в должности настоятеля, ни в качестве бывшего игумена. По благословению Новгородского архиепископа Геннадия (Гонзова) Досифей, основываясь на собственных воспоминаниях и, восстановив по памяти утраченные к тому времени записи со слов Германа об основателях обители, записал сведения о преподобных Зосиме и Савватии (это сочинение Досифея не сохранилось). Свой труд Досифей не решился показать Геннадию, считая себя неискусным писателем («истинну написах, но удобрити, яко же бы сложно, недоумехся»). Направляясь в 1502/1503 г. по монастырским делам в Москву, Досифей заехал в Ферапонтов Мартининов Белозерский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь и попросил жившего там на покое бывшего митрополита Спиридона (Савву) написать Житие преподобных Зосимы и Савватия, что тот и сделал, использовав записи Досифея и его рассказы. История создания Жития изложена в «Слове о сътворении Жития Зосимы и Савватия», написанном Досифеем, как полагают исследователи, в 1502/1503 г., и вошедшем в Житие. Новый текст Жития Досифей представил на суд архиепископа Геннадия и получил его одобрение (это произошло раньше июня 1504 г., когда Геннадий был лишён кафедры).

 



 
PR-CY.ru