ДМАНИССКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 2

В грузинском источнике XIII в. «Распорядок царского двора» дманели упомянут 34-м, между епископами Черемским и Дадашенским. В 1595 г. Дманисским епископом Иосифом (Саакадзе) была составлена грамота, по которой село Курисубани пожертвовали мцхетскому кафедральному собору Светицховели. По сведениям Л. Мусхелишвили, в портике Дманисского Сиони погребён епископ Павел (XVII в.; надгробие утеряно). Л. Мусхелишвили также приводит данные об Иосифе (Тархнишвили), который в 1662 г. перешёл на Тбилисскую кафедру. В одной из грамот 1665 г. упоминается Дманисский епископ Христофор (Бараташвили), совместно с братом и сыновьями купивший виноградники в Болниси. Одним из епископов, подписавших в 1673 г. клятвенную грамоту католикосу-патриарху Восточной Грузии Доментию III (Мухранбатони; 1660–1676 гг.), был Дманисский епископ Филипп (Марташвили). В документах конца XVII в. упомянут дманели Христофор (Бегашвили), должник которого некий Зураб Карчикашвили пожертвовал в 1698 г. крестьян «Дманисской иконе Божьей Матери» (т.е. Дманисскому Сиони) в правление преемника Христофора Елисея II, названного также как Тбетский митрополит. На основании этих данных исследователи делают вывод, что в этот период Дманисские архиереи могли носить и титул упразднённой Тбетской епархии в Тао-Кларджети. Епископ Елисей II упоминается также в определении церковного Собора ГПЦ 1702 г. «О порядке и чинопоследовании в монастыре Давида Гареджели»; он возобновил грамоту пожертвований «Дманисской иконе Божьей Матери», данную в 1586 г. царём Картли Симеоном I; средневековый историк Папуна Орбелиани называет его имя среди участников Тбилисского Собора 1748 г. В одной из грамот 1767 г. Елисей II упомянут как почивший (исследователи полагают, что он последним занимал Дманисскую кафедру, поскольку в списке епархий Восточной Грузии, составленном в 1770 гг., Дманисская епархия названа уже среди «опустошённых набегами», т.е. фактически упразднённых). В Средневековье на территории Дманисской епархии находилось несколько монастырей, среди них наиболее крупными были Испиани во имя Святой Троицы (первая половина XIII в.) в Казретском ущелье, где сохранились развалины однонефной базилики, хозяйственных и жилых помещений и трапезной, считающейся одной из самых больших в Грузии; комплекс Кизылкилиса у подножия горы Лухуми (XI–XII вв.) с развалинами церкви, внушительной оградой позднего периода и раннехристианскими грузинскими каменными крестами; в начале XVIII в. монастырь Давид-Сагареджо, расположенный у слияния рек Казретис-Хеви и Машавера (XIII–XIV вв.), где, по преданию, подвизался Давид Гареджийский, восстанавливался князем Эрастом Орбелиани и его супругой Анной.

 



 
PR-CY.ru