ДМАНИССКИЙ СИОНИ - Страница 2

Фасады портика и интерьер (арки, карнизы, колонны, окна) обильно украшены плетёными растительными орнаментами различного вида. Армянский хачкар (XIII в.) во фронтоне южного фасада портика был вставлен позднее. На западном фасаде портика помещены две надписи, исполненные асомтаврули. В ктиторской надписи упомянуты грузинский царь Георгий IV Лаша (1207/1213 – 1222 гг.) и инициатор строительства портика епископ Тевдоси (Феодосий). В другой надписи (1246–1270 гг.) – имя сына Георгия IV Лаши царя Давида VII Улу, а также содержатся сведения о том, что Дманисский епископ упразднил действующий в Дманиси закон о плате за венчание. В интерьере портика на юго-восточной колонне сохранилась надпись (1213–1223 гг.), сообщающая о некоем Афридоне, пожертвовавшем 30 драхм для постройки портика. К юго-востоку от храма расположена колокольня, относящаяся к периоду позднего Средневековья и неоднократно подвергавшаяся переделкам. Каменная лестница соединяет колокольню с восточной стеной храма. В стены вставлены камни с грузинскими и арабскими надписями. В интерьере сохранились фрагменты росписи, относящиеся к периоду правления Георгия IV Лаши: сильно пострадавшие изображения апостолов и святителей, Нерукотворного образа Спасителя и пророков в алтарной апсиде, фрагмент царского портрета (предположительно Георгия IV Лаши) на северо-восточном пилястре и две сцены Страшного Суда на северо-западном пилястре. У некоторых фигур и на свитках сохранились надписи, исполненные асомтаврули. По иконографической программе и по стилю исследователи увязывают роспись с грузинской церковной живописью начала – первой половиной XIII в.: для программы декорации алтарного пространства этого времени характерно включение изображения Спаса Нерукотворного в святительский ряд. Фрески апсиды и северо-западные пилястры исполнены разными мастерами. Роспись апсиды отличается монументальностью, изысканной манерой письма и высоким художественным уровнем. Фрагменты росписи сохранились также внутри портика.



 
PR-CY.ru