ДОСИФЕЙ, Забела

ДОСИФЕЙ, Забела (ум. в 1544 г.) – епископ Сарский и Подонский (Крутицкий). В синодике Успенского собора (XVII в.) записан род иерарха: «Родители владыки Досифея Сарского: Петра, Улиту скимницу, Феодосиа скимника, Марфу скимницу, инока Ефрема, ерея Тимофеа, Матрену, Иллариона скимника». В перечне настоятелей Троице-Сергиева монастыря, находящемуся во вкладной книге обители, после игумена Серапиона, который был в январе 1506 г. хиротонисан на Новгородскую кафедру, назван Досифей, управлявший монастырём «год и полнедели». Возвышение Серапиона и поставление Досифея, имевшие место после смерти великого князя Ивана III Васильевича (27 октября 1505 г.), позволяют исследователям предположить, что Досифей принадлежал к числу тех троицких старцев, которые поддержали игумена Серапиона в его конфликте с великим князем Иваном III (на Соборе 1503 г. троицкий игумен резко выступил против предложений великого князя Ивана III о передаче государству церковных земель). В Троице-Сергиев монастырь при Досифее давались жалованные грамоты и вклады. Судя по датировке грамот, он был игуменом Троицкого монастыря ещё в апреле 1507 г. Таким образом, Досифей был поставлен настоятелем не раньше апреля 1506 г. (вопреки мнению священника и церковного историка Николая Александровича Соловьёва у исследователей нет достаточных оснований считать Досифея пострижеником Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря; исследователи не могут также, как это делает Александр Александрович Зимин, однозначно причислять архиерея к партии иосифлян. Будучи викарием Московских митрополитов (последовательно Симона, Варлаама, Даниила, Иоасафа (Скрипицына), Макария, Досифей, как полагают исследователи, разделял и их позицию, и их труды по управлению церковью). 23 января 1508 г. митрополит Симон (постриженик Троицкого монастыря и его настоятель в 1490–1495 гг.) возглавил хиротонию Досифея во епископа Сарского и Подонского. Сразу за сообщением о поставлении Досифея в летописях говорится о кончине в марте «на Москве» Суздальского епископа Нифонта, который мог участвовать в этой хиротонии. Досифей был на Соборе 1509 г., разбиравшем конфликт Иосифа Волоцкого с его епархиальным архиереем Новгородским архиепископом Серапионом, недовольным совершившимся без его ведома переходом Иосифова Волоколамского монастыря под покровительство великого князя. Соборный суд вынес решение в пользу Иосифа. Исследователи с уверенностью говорят о присутствии Досифея на отпевании митрополита Симона, скончавшегося в 1511 г. и погребённого в Успенском соборе в Кремле. 3 августа того же года Досифей участвовал в хиротонии архимандрита Симонова монастыря Варлаама в митрополита Московского. Пребывая в Москве, он, несомненно, участвовал также в хиротонии других иерархов (так, в 1515 г. был поставлен Смоленский епископ Иосиф), в торжественных погребениях: в июне 1518 г. Собором высшего духовенства в Архангельском соборе был погребён брат великого князя Василия III Ивановича калужский князь Семён Иванович (в 1511 г. – митрополит и владыки, в том числе, как полагают исследователи, Досифей, печаловались Василию III за князя Семёна, пытавшегося бежать в Литву).

 



 
PR-CY.ru