ДЖУМАТИ - Страница 4

Архангел Гавриил представлен в лоратных одеждах, с жезлом и сферой в руках. Боковые эмалевые пластины содержали исполненные на асомтаврули надписи: «Святой Гавриил» и «Архистратиг сил». Чеканную раму иконы украшали десять медальонов перегородчатой эмали, повторяющих изображения на иконе архангела Михаила. Многострочные надписи обеих икон упоминали как предков князей Гуриели, эриставт-эристави Сванети, так и самих Гуриели, что доказывает разновременность надписей и факт неоднократных поновлений икон в позднее Средневековье. Л.А. Мацулевичем в частных коллекциях были найдены отдельные чеканные фрагменты, идентифицированные как части икон и датированные XIV–XV вв. Средник иконы архангелов Михаила и Гавриила (59×41 см, XIII или XIV в.) представлял собой две набитые на доску золотые пластины с крупными (длина фигур до 36 см) эмалевыми изображениями архангелов, облачённых в лоратные одежды, со сферой и копьём в руках. Несмотря на отдельные черты, указывающие на художественный упадок искусства перегородчатой эмали этого периода, икона представляет собой редкий памятник. Надпись на асомтаврули на золотом фоне упоминала имя заказчика, Липарита Варданисдзе. Серебряная рама с чеканными образами Деисуса, архангелов, пророков, апостолов, евангелистов выявляла художественные особенности чеканного искусства позднего Средневековья. В надписи на мхедрули на нижнем поле иконы перечислены заказчики её поновления (начало XVII в.): сын князя Георгия Гуриели Мамия и его жена Тинатин, дочь Атабага. Чеканная золотая икона архангела Михаила малых размеров (24×18 см) была вставлена в серебряный киот, на обратной стороне которого в пространной ктиторской надписи упоминались имена вкладчиков (XV–XVI вв.) из рода Гуриели. Серебряный триптих (72×58 см, XVI в.) с редким подбором иконографических сюжетов имел не только вкладные надписи, но и изображения коленопреклонённых ктиторов князя Георгия Гуриели и его супруги Елены, расположенных по сторонам центрального образа архангела Михаила. На створках триптиха представлены изображения Христа Еммануила, ангела с орудиями Страстей, композиции «Собор архангелов» и «Слава кресту». Исследователи отмечают глубокий богословский смысл композиции иконы, в которой акцентируются догматы воплощения и искупления через деяния ангельских сил. Выносной крест (высота 26 см, с древком – 205 см, XVIII в.) с золотым сионом был заказан, согласно надписи на нём, князем Георгием IV Гуриели и царевной Хварамзе. На обратной стороне креста имя митрополита Джуматского Максима III (Шарвашидзе; 1740–1750 гг.), который «оковал крест». На сионе вычеканены изображения Крещения, Благовещения, Сошествия во ад и архангела Михаила.



 
PR-CY.ru