ДИМИТРИЙ II ХОМАТИАН - Страница 3

Сопоставление групп, выделенных по хронологическому и содержательному признакам, позволило Г. Принцингу прийти к выводу о том, что в современном виде сочинения восходят к регестам Димитрия II Хоматиана, т.е. к сборнику его актов, структурированному по образцу регест Константинопольского патриархата. Кто и когда составил этот сборник, исследователям неизвестно. В то же время для них очевидно структурное сходство сочинений Димитрия II Хоматиана и более раннего сборника материалов византийской судебной практики – «Пиры» Евстафия Ромея (XI в.). Но «Пира» более однородна по содержанию, включает только материалы, связанные с деятельностью суда (среди актов Димитрия II Хоматиана есть и церковно-дипломатическая переписка); фиксирует практику высшего императорского суда в Константинополе (акты Димитрия II Хоматиана – практику церковного суда в Охриде), притом что оба суда рассматривают, в основном, дела светского характера (об имущественных и договорных отношениях, наследовании и т.п.). Факт участия церковного суда Димитрия II Хоматиана в рассмотрении светских вопросов показывает, что к XIII в. в Византии произошло фактическое расширение юрисдикции церковных судов (за счёт упадка государственной судебной системы), а также позволяет исследователям предположить, что в его сочинениях должны были отразиться правовые обычаи местного населения. Действительно, акты Димитрия II Хоматиана показывают, что он, например, применял упрощённую процедуру проверки подлинности письменных доказательств вопреки предписаниям Василик, признавал действительным завещание в устной форме. Несмотря на прямой запрет конкубината при византийском императоре Льве VI Мудром (конец IX в.), Димитрий II Хоматиан при разбирательстве семейных и наследственных споров неоднократно признавал юридические последствия конкубината. Кроме того, допускал расторжение брака по основаниям, не предусмотренным законодательством Византии, в том числе по причине «непреодолимой ненависти». Димитрий II Хоматиан в сочинениях много цитирует Священное Писание, античных авторов и отцов церкви. О его юридической квалификации говорит приведение им в актах большого числа правил Соборов, императорских новелл, синодальных постановлений, сочинений византийского канониста Феодора Вальсамона и других канонистов и светских юристов. Особенно часто он использует Василики, хотя во многих случаях пользовался текстом Василик не прямо, а через Синопсис Василик, труды Вальсамона, «Пиру». Правовые сочинения Димитрия II Хоматиана наряду с актами Иоанна Апокавка являются ценным источником для изучения поздневизантийской юридической практики и социальной жизни в целом. Они выявляют противоречия в византийском судоустройстве, роль женщин в системе правоотношений, демонстрируют уровень юридических знаний в обществе, методы аргументации при ведении судебных разбирательств. Димитрий II Хоматиан также составил службу Клименту Охридскому и краткое его Житие (на основе пространного Жития, принадлежащего перу патриарха Феофилакта), которые были переведены на славянский язык.



 
PR-CY.ru