ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ ПУШКИНСКОГО ДОМА - Страница 2

Наряду с коллекциями, имеющими географическую отнесенность, в Древлехранилище Пушкинского Дома есть собрания, которые приобретались у букинистов или других коллекционеров (в их числе, например, коллекции А.Г. Боброва, Валериана Вадимовича Величко (часть собрания, другая часть – в Национальной библиотеке МГУ), В.Ф. Груздева (часть собрания, другая часть – в собрании Михаила Николаевича Тихомирова в Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения РАН (Новосибирск), там же находится и часть собрания И.Н. Заволоко), Моисея Семёновича Лесмана). Фонд отдельных поступлений Древлехранилища Пушкинского Дома подразделяется на четыре описи и включает сочинения литературного, исторического и естественнонаучного содержания, рукописные сборники, церковно-служебные рукописи и деловые бумаги. География рукописей, хранящихся в этом фонде, обширна: от Праги до Хабаровского края, от Мурманска до Симферополя; их хронологические границы также широки: начиная с пергаменного Евангелия-апракос галицко-волынского письма XIV в. до рукописи, переписанной полууставом в начале 2000 гг. Основу фонда составили материалы, собранные В.И. Малышевым, который вёл обширную переписку с потенциальными держателями рукописей. Небольшое собрание старопечатных и старообрядческих изданий Древлехранилище Пушкинского Дома насчитывает около 500 книг XVI–XX вв. Есть коллекция польских материалов. В числе особо примечательных рукописей, находящихся в Древлехранилище Пушкинского Дома, – древнейший (третья четверть XV в.) список седмичных поучений Григория Философа, синодик Иосифова Волоколамского монастыря 1479 г., «Слово о погибели Русской земли» в списке XVI в., книга «Рай», переписанная в 1511 г. в окрестностях Ферапонтова Мартинианова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, списки сочинений «роспевщика» XVI в. Феодора Христианина, Архангелогородский и Пинежский летописцы, Повесть о Сухане, гадательная «Книга, глаголемая Зверинец», лицевой сборник Житий Новгородских святых XVII в., Евангелие, переписанное царевной Софьей Алексеевной и украшенное мастерами Оружейной палаты. В Древлехранилище Пушкинского Дома хранятся автографы старообрядческих первоучителей: «Пустозёрский сборник Заволоко» содержит автографы жизнеописаний протопопа Аввакума и его «соузника» и духовного отца Епифания с единственным известным полемическим рисунком Аввакума, отдельно сохранившийся автограф второй части Жития Епифания, Сборник уставных статей с автографами основателей Выголексинского общежительства братьев Андрея и Семёна Денисовых, Даниила Викулина, Петра Прокопьева, Мануила Петрова. Отдельного внимания исследователей заслуживает половина листа в составе Евангелия-апракос XVI в. с «водяным знаком», воспроизводящим титулатуру Иоанна Грозного (полный вариант знака представлен только на царской грамоте, хранящейся в Датском королевском архиве), а также обнаруженные в составе рукописной Цветной Триоди XVI в. 11 листов «безвыходного» издания Цветной Триоди (данное издание известно только по этим листам). С 1976 г. Древлехранилище Пушкинского Дома носит имя своего основателя, с 1977 г. проводит ежегодные Малышевские чтения, посвящённые главным образом проблемам источниковедения.



 
PR-CY.ru