ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫЕ - Страница 5

С 315 г., когда император Константин I Великий издал указ о содержании духовенства, одним из видов дохода для церковных должностных лиц стало государственное жалованье (денежное и натуральное). В византийский период к этому добавляются обязательные сборы с населения на содержание духовенства (на Западе с VI в. они принимают форму десятины), доходы от церковных земель. Архиереи получали также пошлины за действия церковно-юридического характера; в их пользу взимался специальный налог (каноникон) с мирян и духовенства епархии. На Западе до разделения церквей церковные должности не имели принципиального отличия от византийских (не считая того, что при папе Римском не было столь развитого бюрократического аппарата, как в Константинополе). Не позднее 997 г. оформилась церковная организация новой Русской епархии как митрополии Константинопольского патриархата. Первоначально в Русской церкви существовали только некоторые церковные должности, заимствованные из Византии: митрополит, епископы, священники, диаконы, пономари, начальники благотворительных (странноприимных и т.п.) учреждений; с началом монашеской жизни в XI в. появились должности игуменов и архимандритов. Затем к этим стандартным церковным должностям добавились новые, возникшие уже на русской почве. К ним относятся дьячки (или дьяки; совмещали обязанности чтецов и певчих), «проскурницы» (женщины, занятые выпечкой просфор). В Уставе князя Ярослава упоминается «волостель митрополичь» – должностное лицо, назначенное митрополитом для повседневного управления церковными делами митрополии и рассмотрения споров между «церковными людьми», а в других редакциях этого Устава – аналогичные чиновники епархиального уровня («пископли волостели»). Есть упоминания и о других церковных должностях: владычных наместниках, тиунах, мытниках, десятинниках, – созданных для помощи архиереям в административных делах. При архиерее также находился клирос – коллегиальный совещательный орган, членами которого были клирики кафедрального собора. Некоторые заимствованные из Византии церковные должности подверглись изменениям: так, были существенно расширены юрисдикция и административные полномочия архиереев; в XII–XIV вв. архимандриты были выборными руководителями архимандритий – своеобразных монастырских объединений в крупных городах. Ввиду малочисленности архиереев и больших размеров епархий в Русской церкви не был создан ни аналог Константинопольского патриаршего синода, ни институт регулярных архиерейских Соборов. Тем не менее, проводились Соборы с участием митрополита, архиереев и других должностных лиц для решения наиболее важных правотворческих, административных и судебных дел (например, Владимирский Собор 1273 г., Собор в Переяславле Залесском 1309/1310 гг.). В 1448 г. Русская церковь приобрела фактическую самостоятельность. При этом произошла трансформация высших церковных должностей: в 1589 г. вместо должности митрополита Московского учреждается должность патриарха, а несколько епископов возводятся в сан архиепископов и митрополитов. С этого момента сан архиепископа и митрополита в Русской церкви стал почётным титулом для архиереев.

 



 
PR-CY.ru